Основы духовно-нравственной культуры народов России (5 класс)

2

1. Планируемые результаты обучения
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам в
школе, у учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Личностные

результаты

изучения

курса

«Основы

духовно-нравственной

культуры народов России».
У ученика будут сформированы:
• осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и
религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное
отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;
• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого,
внимательного отношения между её членами;
• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;
• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки
одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовнонравственными ценностями;
• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд,
принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
У школьника могут быть сформированы:
• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми
нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих
поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира,
стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем,
первоначальный опыт толерантности;
• зарождение элементов гражданской, патриотической
позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению моральноэтических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями
другой национальности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:

3

• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными
учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их
осуществления;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые
коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их;
• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их
причины и способы преодоления.
Учащийся получит возможность научиться:
• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать
причины трудностей и преодолевать их;
• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные
способы решения;
• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
•

осознавать

учебно-познавательную

задачу,

целенаправленно

решать

её,

ориентируясь на учителя и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных
задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и
культурных памятников, общений с людьми;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;
уметь переводить её в словесную форму;
• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия
анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и
выводов;
Школьник получит возможность научиться:
• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор
дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая
справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах,
выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия

4

Ученик научится:
• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,
оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила
речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его
точку зрения и т. д.);
• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач;
проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих
действий,
осуществлять помощь одноклассникам;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения,
проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
Школьник получит возможность научиться:
• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей,
одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия
содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести
диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для
выполнения коллективной (групповой) работы;
• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную
тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).
Предметные результаты
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» ученик научится:
• находить на карте национально-территориальные образования Российской
Федерации;
• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
• описывать памятники истории и культуры народов России на основе
иллюстраций учебника;
• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о
традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных
промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на
традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

5

• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых
нравственных позиций;
• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер
семейных взаимоотношений;
• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
• использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и
обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и
др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её
населяющих;
• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
• приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
Ученик получит возможность научиться:
• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов
России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
• сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к
литературным героям, реальным событиям и людям;
• находить на карте столицы национально-территориальных образований России;
• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных
местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим
поступкам и стараться избавиться от недостатков;
• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую
художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы,
извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для
создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.
2. Содержание учебного предмета
В программе курса для 5-х классов представлены следующие содержательные
линии: «В мире культуры», «Нравственные ценности российского народа», «Религия и
культура», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир».
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных
народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.
Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.

6

Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек

– творец и носитель

культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру
зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры
общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в
фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов Жизнь ратными
подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории
России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.).
Деятели разных концессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и
др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота
человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод
добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на
благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное
отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в
сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.

Семья – хранитель

духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия,
взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в
разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.
Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных
народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие
христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в
Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования.
Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка.
Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) –
золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской
литературы в сокровищницу мировой культуры.

Декоративно-прикладное искусство

народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский

7

календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора

– Пятикнижие

Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства
синагоги. Священная история иудеев

в сюжетах мировой живописи. Еврейский

календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России.
Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский
календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные
гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников
духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие
духовного

мира.

Культура

поведения

человека.

Этикет

в

разных

жизненных

ситуациях. Нравственные качества человека.
3. Тематическое планирование
Перечень тем

Количество часов

Введение

1

В мире культуры

2

Нравственные ценности российского народа

5

Религия и культура

5

Как сохранить духовные ценности

2

Твой духовный мир

1

Резерв

1

Итого

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».