2
1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ»
Освоение элективного курса «Решение задач по неорганической химии» для
учащихся 10-х классов направлено на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
•
в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за российскую химическую
науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
•
в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
•
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - мотивация учения,
умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты
•
Метапредметными результатами изучения курса химии в 8- 9 классе является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
•
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
•
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
•
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
•
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
•
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
•
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
•
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
•
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на
основе дихотомического деления (на основе отрицания).
•
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
•
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта.
•
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
•
Вычитывать все уровни текстовой информации.
3
•
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
•
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и
продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
•
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
•
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах, также
использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты
• описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
• раскрывать смысл основных химических понятий «простое вещество», «сложное
вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему
химии;
• раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомномолекулярной теории;
• различать химические и физические явления;
• определять состав веществ по их формулам;
• определять тип химических реакций;
• называть признаки и условия протекания химических реакций;
• составлять формулы бинарных соединений;
• составлять уравнения химических реакций;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
• вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе
реагентов или продуктов реакции;
• раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
• характеризовать физические и химические свойства воды;
• раскрывать смысл понятия «раствор»;
• вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
• определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
• составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
• определять степень окисления атома элемента в соединении;
• раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
• объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного
обмена;
• составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
• определять возможность протекания реакций ионного обмена;
• определять окислитель и восстановитель;
• составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
• называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным
уравнениям;
• прогнозировать
способность
вещества
проявлять
окислительные
или
восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его
состав;
4
•
•
•
•
•
•
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений
неорганических веществ различных классов;
использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в
окружающей среде;
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и
учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания веществ;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности
человека;
создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать
необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по
использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
2.
1.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Расчеты, связанные с понятием «доля»
Вычисление количества вещества, массы вещества, объёма газа. Определение
относительной плотности газов. Вычисление массовой и объёмной доли компонента в
системе, массовой доли элемента в химическом соединении. Расчёты по химической
формуле кристаллогидрата.
Основные понятия: масса, объём, количество вещества, постоянная Авогадро,
относительная плотность, массовая и объёмная доля, кристаллогидрат.
Определение химической формулы по массовым долям элементов, относительной
плотности газа, по продуктам сгорания.
Основные понятия: массовая доля элемента, относительная плотность газа по
другому газу, простейшая (эмпирическая), молекулярная, структурная формулы.
2. Расчеты, связанные с понятием «раствор»
Способы выражения состава растворов: «массовая доля растворенного вещества в
растворе» и «молярная концентрация вещества в растворе». Состав насыщенных
растворов. Разбавление, смешивание растворов. Перевод одного типа концентрации в
другой. Вычисления, связанные с понятием «растворимость вещества».
Основные понятия: раствор, растворитель, растворенное вещество, «Массовая
доля растворенного вещества», «молярная концентрация», «насыщенный раствор»,
коэффициент растворимости.
3. Расчеты по химическим уравнениям
Вычисление массы (количества) вещества или объема газа по известному
количеству (массе) одного из веществ, участвующих в реакции. Вычисление массы
(объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в
виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Вычисление
массы (объема, количества вещества) продукта реакции по известной массе вещества,
содержащего примеси. Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта по
данным об исходных веществах, одно из которых взято в избытке. Расчеты объемных
отношений газов при химических реакциях. Вычисление массовой (объемной) доли
выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты теплового эффекта
5
химической реакции. Определение количественного состава смеси веществ. Вычисления
по химическим уравнениям в условиях неполного взаимодействия исходных веществ.
Основные понятия: химическое уравнение, исходные вещества, продукты
химической реакции, стехиометрические коэффициенты, тепловой эффект химической
реакции, термохимическое уравнение.
Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Смещение химического
равновесия.
Основные понятия: кинетика, скорость гомогенной реакции, скорость
гетерогенной реакции; кинетическое уравнение реакции, условия, влияющие на скорость
реакции , химическое равновесие, условия его смещения, константа скорости реакции и
химического равновесия.
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Электролиз
расплавов и растворов электролитов. Значение окислительно-восстановительных реакций.
Расчеты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.
Основные понятия: степень окисления, окислитель, восстановитель, окисление,
восстановление, электролиз, анод, катод.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс (1 час в неделю, всего 35 часов)
Тема
Количество часов
1
Расчеты, связанные с понятием «доля»
12
2
Расчеты, связанные с понятием «раствор»
7
3
Расчеты по химическим уравнениям
15
4
резерв
1