РП мировое хозяйство и НТП 10-конвертирован

2
1. Планируемые результаты элективного курса
«Мировое хозяйство и научно-технический прогресс»
Рабочая программа элективного курса строится с учетом следующих
содержательных линий:
• развитие мирового хозяйства;
• взаимоотношения природы и человека;
• формирования политической карты мира,
• размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда.
Обучение направлено на достижение
личностных, метапредметных, предметных.

комплекса

следующих

результатов:

Перечень личностных результатов:
▪ Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в
предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как
хорошие или плохие;
▪ Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные
поступки можно оценить как хорошие или плохие;
▪ Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех правила
поведения (основы общечеловеческих ценностей).
▪ В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, какой поступок совершить.
Перечень метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
▪ Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
▪ Проговаривать последовательность действий на уроке;
▪ Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
▪ Учиться работать по предложенному учителем плану;
▪ Учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
▪ Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
▪ Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
▪ Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
▪ Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
▪ Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
▪ Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их
образы
▪ Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
▪ Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи;
▪ Слушать и понимать речь других;
▪ Выразительно читать и пересказывать текст;
▪ Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
▪ Учиться выполнять различные роли в группе

3
Перечень предметных результатов:
Выпускник научится:
• понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем
человечества;
• определять количественные и качественные характеристики географических объектов,
процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
• составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие
географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные
взаимодействия;
• сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для
выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических
процессов и явлений;
• сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
• выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и
экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических
источников информации;
• раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и
процессов;
• выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и
ситуаций;
• описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
• решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для
жизни человека;
• оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и
регионах мира;
• объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов,
стран и их частей;
• характеризовать географию рынка труда;
• рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции
населения стран, регионов мира;
• анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства
отдельных стран и регионов мира;
• характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
• приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
• определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития,
используя показатель внутреннего валового продукта;
• оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников
информации в современных условиях функционирования экономики;
• оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
• оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений;
• объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие
мирового хозяйства.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать
процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
• переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических
данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

4
• составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки
отдельных стран и регионов мира;
• делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения
их компонентов;
• выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
• давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в
географической оболочке;
• понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих
на безопасность окружающей среды;
• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
• раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
• прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием
международных отношений;
• оценивать
социально-экономические
последствия
изменения
современной
политической карты мира;
• оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и
геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
• оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
• оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
• анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
• анализировать основные направления международных исследований малоизученных
территорий;
• выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
• понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;
• давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных
проблем человечества.
2. Содержание элективного курса
«Мировое хозяйство и научно- технический прогресс»
Страны современного мира
Типология стран современного мира. Размеры стран и положение на материке.
Государственное
устройство
стран:
формы
правления
и
административнотерриториального устройства.
Уровень социально-экономического развития. Развитые и развивающиеся страны.
География населения мира
Демография. Основные демографические показатели. Динамика численности
населения. Воспроизводство населения.
Половозрастной состав. Трудовые ресурсы. Расовый и этнический состав. Страны
однонациональные и многонациональные. Религия в жизни людей. Мировые национальные
религии. Этнорелигиозные конфликты.
Мировые природные ресурсы
Природа и человек. Развитие взаимоотношений природы и человека.
Присваивающее и производящее хозяйство. Природопользование. Экологические
проблемы. Пути решения экологических проблем. Проблемы истощения природных
ресурсов. Проблемы загрязнения окружающей среды.
Виды
природных
ресурсов.
Понятие
о
ресурсообеспеченности.
Ресурсообеспеченность стран мира.

5
Исчерпаемые невозобновимые ресурсы. Минеральные ресурсы: топливные, рудные,
нерудные. Исчерпаемые возобновимые ресурсы: земельные, водные, лесные.
Неисчерпаемые ресурсы: альтернативные источники энергии.
Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные, энергетические.
Мировое хозяйство и научно-техническая революция
Международное географическое разделение труда. Формирование и развитие
мирового хозяйства. Глобализация.
Научно-техническая революция. НТР и отрасли мирового хозяйства. НТР и
география мирового хозяйства.
Отрасли мирового хозяйства
Топливно-энергетический
комплекс.
Топливная
промышленность.
Электроэнергетика. География мировой энергетики. Чёрная и цветная металлургия:
география и основные тенденции развития. Машиностроение. Основные отрасли
машиностроения. Региональный аспект машиностроения. Химическая промышленность.
Центры химической промышленности. Лесная промышленность.
Сельское хозяйство. Земледелие (растениеводство) и животноводство. Товарное и
потребительское сельское хозяйство.
Транспорт мира. Виды транспорта. Значение транспорта. Географические различия в
мировой транспортной системе.
Международные экономические отношения. Мировая торговля. Товарная структура
мировой торговли. Географическое распределение мировой торговли. Международные
кредитно-финансовые
отношения.
Научно-техническое
и
производственное
сотрудничество. Свободные экономические зоны (СЭЗ). Международные услуги.
Международный туризм.
Глобальные проблемы человечества
Понятие о глобальных проблемах. Обзор глобальных проблем человечества.
Стратегия устойчивого развития.
3. Тематическое планирование
10 класс
Наименование разделов, тем

Количество
часов

Страны современного мира

2

Типы стран современного мира
Развитые и развивающие страны
География населения мира
Численность и динамика населения мира.

Половозрастной состав населения и трудовые ресурсы.
Расовый и этнический состав населения.
Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты
Размещение населения и его миграции.
Сельское и городское население.
Обобщающее повторение темы

7

6
Мировые природные ресурсы
Природа и человек
Природопользование и экологические проблемы
Исчерпаемые невозобновимые ресурсы
Исчерпаемые возобновимые ресурсы
Неисчерпаемые ресурсы
Ресурсы Мирового океана
Пути решения экологических проблем
Обобщающее повторение темы
Мировое хозяйство и научно-техническая революция
Формирование мирового хозяйства
Мировое хозяйство и современная эпоха НТР

8

2

Отрасли мирового хозяйства
Топливно-энергетическая промышленность
Металлургия
Машиностроение
Химическая и лесная и промышленность
Сельское хозяйство.
Транспорт мира
Международные экономические отношения
Международная торговля услугами
Обобщающее повторение темы

10

Глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы и стратегия устойчивого развития
Практическая работа в контурных картах

4

Резерв

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».