РП ОБЗР 10-11

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на

Утверждена приказом

Методическом совете

директора МАОУ «Гимназия № 41»

«27» августа 2024 года

от «30» августа 2024 года № 71

протокол № 4

Приложение к Основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
(ID 4839427)

для учащихся 10-11 классов

Составители: Кочурова Э.Н.,
Баданин С.М., учителя ОБЗР
первой и высшей
квалификационной категории
МАОУ «Гимназия № 41»
Новоуральск
2024

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности и
защиты Родины" (далее - ОБЗР) разработана на основе требований к
результатам освоения образовательной программы среднего общего
образования, представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей
программы воспитания и предусматривает непосредственное применение
при реализации ОП СОО.
Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение содержания в
логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной
ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с
окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися
знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности
жизнедеятельности.
Программа ОБЗР в методическом плане обеспечивает реализацию
практико-ориентированного подхода в преподавании ОБЗР, системность и
непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них
навыков в области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня
основного общего образования; помогает педагогу продолжить освоение
содержания материала в логике последовательного нарастания факторов
опасности: опасная ситуация, чрезвычайная ситуация и разумного
построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в
повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной,
техногенной,
социальной
и информационной сферах.
Программа
ОБЗР обеспечивает:
1. формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и
мотивации ведения безопасного, здорового и экологически
целесообразного образа жизни;
2. достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и
потребностям общества в формировании полноценной личности
безопасного типа;
3. взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета ОБЗР на уровнях основного общего и
среднего общего образования;
4. подготовку выпускников к решению актуальных практических задач
безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно
представлено
одиннадцатью
модулями
(тематическими
линиями),
обеспечивающими системность и непрерывность изучения предмета на
уровнях основного общего и среднего общего образования:
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства».
Модуль № 2. «Основы военной подготовки».
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе».
Модуль № 4. «Безопасность в быту».
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте».
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах».
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде».
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи».
Модуль № 9. «Безопасность в социуме».
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве».
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета
ОБЗР на уровне среднего общего образования программа ОБЗР предполагает
внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных
модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:
«предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости
безопасно действовать».
Программа
ОБЗР
предусматривает
внедрение
практикоориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с
возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей.
При этом использование цифровой образовательной среды на учебных
занятиях должно быть разумным: компьютер и дистанционные
образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и
практические действия обучающихся.
В современных условиях с обострением существующих и появлением
новых глобальных и региональных вызовов и угроз безопасности России
(резкий рост военной напряжённости на приграничных территориях;
продолжающееся распространение идей экстремизма и терроризма;

4

существенное
ухудшение
медико-биологических
условий
жизнедеятельности; нарушение экологического равновесия и другие)
возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не только для
самого человека, но также для общества и государства. При этом
центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся
сохранение жизни и здоровья каждого человека. В данных обстоятельствах
огромное значение приобретает качественное образование подрастающего
поколения россиян, направленное на воспитание личности безопасного типа,
формирование гражданской идентичности, овладение знаниями, умениями,
навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной
жизни.
Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения
образовательного процесса по ОБЗР определяется системообразующими
документами в области безопасности: Стратегией национальной
безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, Национальными целями
развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474,
государственной
программой
Российской
Федерации
«Развитие
образования», утвержденной постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
ОБЗР является открытой обучающей системой, имеет свои
дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях и
реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и
закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование
компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным
изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета
ОБЗР
является
общая
теория
безопасности,
которая
имеет
междисциплинарный характер, основываясь на изучении проблем
безопасности в общественных, гуманитарных, технических и естественных
науках. Это позволяет формировать целостное видение всего комплекса
проблем безопасности (от индивидуальных до глобальных), что позволит
обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности,
общества и государства, а также актуализировать для выпускников
построение модели индивидуального и группового безопасного поведения в
повседневной жизни.

5

Подходы к изучению ОБЗР учитывают современные вызовы и угрозы.
ОБЗР входит в предметную область «Основы безопасности и защиты
Родины», является обязательным для изучения на уровне среднего общего
образования.
Изучение ОБЗР направлено на формирование ценностей, освоение
знаний и умений, обеспечивающих готовность к выполнению
конституционного долга по защите Отечества и достижение базового уровня
культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у
выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных
ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные решение в
экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении
чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию личности
безопасного типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать
благополучие человека, созданию условий устойчивого развития общества и
государства
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
Целью изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования является
овладение основами военной подготовки и формирование у обучающихся
базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с
современными потребностями личности, общества и государства, что
предполагает:
способность применять принципы и правила безопасного поведения в
повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового
образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных
опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых
средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
сформированность ценностей, овладение знаниями и умениями,
которые обеспечивают готовность к военной службе, исполнению долга по
защите Отечества;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное
понимание значимости личного и группового безопасного поведения в
интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и
государства;
знание и понимание роли личности, общества и государства в решении
задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

6

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного предмета ОБЗР на уровне среднего общего
образования отводится 68 часов (по 34 часа в каждом классе).

7

СОДЕРЖАНИЕ
ОБУЧЕНИЯ
Модуль № 1. «Безопасное
и устойчивое развитие личности, общества,
государства»:
правовая основа обеспечения национальной безопасности;
принципы обеспечения национальной безопасности;
реализация национальных приоритетов как условие обеспечения
национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации;
взаимодействие личности, государства и общества в реализации
национальных приоритетов;
роль правоохранительных органов и специальных служб в обеспечении
национальной безопасности;
роль личности, общества
противоправной деятельности;

и

государства

в

предупреждении

Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), структура, режимы функционирования;
территориальный и функциональный принцип организации РСЧС, её
задачи и примеры их решения;
права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных
ситуаций;
задачи гражданской обороны;
права и обязанности граждан Российской Федерации в области
гражданской обороны;
Россия в современном мире, оборона как обязательное условие мирного
социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение
её военной безопасности;
роль Вооружённых Сил Российской Федерации в обеспечении
национальной безопасности.
Модуль № 2. «Основы военной подготовки»:

8

движение строевым шагом, движение бегом, походным шагом,
движение с изменением скорости движения, повороты в движении,
выполнение воинского приветствия на месте и в движении;
основы общевойскового боя;
основные понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь, маневр);
виды маневра;
походный, предбоевой и боевой порядок действия подразделений;
оборона, ее задачи и принципы;
наступление, задачи и способы;
требования курса стрельб по организации, порядку и мерам
безопасности во время стрельб и тренировок;
правила безопасного обращения с оружием;
изучение условий выполнения упражнения начальных стрельб из
стрелкового оружия;
способы удержания оружия и правильность прицеливания;
назначение и тактико-технические характеристики современных видов
стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-12, пистолет Ярыгина,
пистолет Лебедева);
перспективы и тенденции развития современного стрелкового оружия;
история возникновения и развития робототехнических комплексов;
виды, предназначение, тактико-технические характеристики и общее
устройство беспилотных летательных аппаратов (далее – БПЛА);
конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа;
история возникновения и развития радиосвязи;
радиосвязь, назначение и основные требования;
предназначение,
общее
устройство
и
тактико-технические
характеристики переносных радиостанций;
местность как элемент боевой обстановки;
тактические свойства местности, основные её разновидности и влияние
на боевые действия войск, сезонные изменения тактических свойств
местности;
шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение;
порядок оборудования позиции отделения;
назначение, размеры и последовательность оборудования окопа для
стрелка;
понятие оружия массового поражения, история его развития, примеры
применения, его роль в современном бою;
поражающие факторы ядерных взрывов;

9

отравляющие вещества, их назначение и классификация;
внешние признаки применения бактериологического (биологического)
оружия;
зажигательное оружие и способы защиты от него;
состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи;
виды боевых ранений и опасность их получения;
алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях;
условные зоны оказания первой помощи;
характеристика особенностей «красной», «желтой» и «зеленой» зон;
объем мероприятий первой помощи в «красной», «желтой» и «зеленой»
зонах;
порядок выполнения мероприятий первой помощи в «красной»,
«желтой» и «зеленой» зонах;
особенности прохождения службы по призыву, освоение военноучетных специальностей;
особенности прохождения службы по контракту;
организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил
Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской
Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации,
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
военно-учебные заведение и военно-учебные центры.
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе»:
понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека,
общества, государства;
соотношение понятий «опасность», «безопасность», «риск» (угроза);
соотношение понятий «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация»;
общие принципы (правила) безопасного поведения;
индивидуальный, групповой, общественно-государственный уровень
решения задачи обеспечения безопасности;
понятия «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное
поведение»;
влияние действий и поступков человека на его безопасность и
благополучие;
действия, позволяющие предвидеть опасность;
действия, позволяющие избежать опасности;
действия в опасной и чрезвычайной ситуациях;

10

риск-ориентированное мышление как основа обеспечения безопасности;
риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности личности,
общества, государства.
Модуль № 4. «Безопасность в быту»:
источники опасности в быту, их классификация;
общие правила безопасного поведения;
защита прав потребителя;
правила безопасного
Интернете;

поведения

при

осуществлении

покупок

в

причины и профилактика бытовых отравлений, первая помощь, порядок
действий в экстренных случаях;
предупреждение бытовых травм;
правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью
получить травму (спортивные занятия, использование различных
инструментов, стремянок, лестниц и другое), первая помощь при ушибах
переломах, кровотечениях;
основные правила безопасного поведения при обращении и газовыми и
электрическими приборами;
последствия электротравмы;
порядок проведения сердечно-легочной реанимации;
основные правила пожарной безопасности в быту;
термические и химические ожоги, первая помощь при ожогах;
правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд,
лифт, придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак
и других);
коммуникация с соседями;

11

меры по предупреждению преступлений;
аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения;
правила безопасного поведения в ситуации аварии на коммунальной
системе;
порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними;
действия в экстренных случаях.
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»:
история появления правил дорожного движения и причины их
изменчивости;
риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на
транспорте;
безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине;
движение в тёмное время суток; движение с использованием средств
индивидуальной мобильности);
взаимосвязь безопасности водителя и пассажира;
правила безопасного поведения при поездке в легковом автомобиле,
автобусе;
ответственность водителя, ответственность пассажира;
представления о знаниях и навыках, необходимых водителю;
порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного
характера (при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими
пострадавшими; при опасности возгорания; с большим количеством
участников);
основные источники опасности в метро, правила безопасного
поведения, порядок действий при возникновении опасных или чрезвычайных
ситуаций;
основные источники опасности на железнодорожном транспорте,
правила безопасного поведения, порядок действий при возникновении
опасных и чрезвычайных ситуаций;
основные источники опасности на водном транспорте, правила
безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасной и
чрезвычайной ситуации;

12

основные источники опасности на авиационном транспорте, правила
безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасной,
чрезвычайной ситуации.
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»:
общественные места и их классификация;
основные источники опасности в общественных местах закрытого и
открытого типа, общие правила безопасного поведения;
опасности в общественных местах социально-психологического
характера (возникновение толпы и давки; проявление агрессии;
криминогенные ситуации; случаи, когда потерялся человек);
порядок действий при риске возникновения или возникновении толпы,
давки;
эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи, правила
безопасного поведения при попадании в агрессивную и паническую толпу;
правила безопасного поведения при проявлении агрессии;
криминогенные ситуации в общественных местах, правила безопасного
поведения, порядок действия при попадании в опасную ситуацию;
порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребёнок;
взрослый; пожилой человек; человек с ментальными расстройствами);
порядок действий в ситуации, если вы обнаружили потерявшегося
человека;
порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных
общественных местах, на объектах с массовым пребыванием людей
(медицинские и образовательные организации, культурные, торговоразвлекательные учреждения и другие);
меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и
отдельных конструкций;

13

меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в случае
террористического акта.
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде»:
отдых на природе, источники опасности в природной среде;
основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоёмах;
общие правила безопасности в походе;
особенности обеспечения безопасности в лыжном походе;
особенности обеспечения безопасности в водном походе;
особенности обеспечения безопасности в горном походе;
ориентирование на местности;
карты, традиционные и современные средства навигации (компас, GPS);
порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной
среде;
источники опасности в автономных условия;
сооружение убежища, получение воды и питания;
способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных природных
условиях, первая помощь при перегревании, переохлаждении и
отморожении;
природные чрезвычайные ситуации;
общие правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях
(предвидеть;
избежать
опасности;
действовать:
прекратить
или
минимизировать воздействие опасных факторов; дождаться помощи);
природные пожары, возможности прогнозирования и предупреждения;
правила безопасного поведения, последствия природных пожаров для
людей и окружающей среды;
природные
чрезвычайные
ситуации,
вызванные
опасными
геологическими явлениями и процессами: землетрясения, извержение
вулканов, оползни, камнепады;
возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения
последствий, правила безопасного поведения, последствия природных
чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными геологическими явлениями и
процессами;
природные
чрезвычайные
ситуации,
вызванные
опасными
гидрологическими явлениями и процессами: паводки, половодья, цунами,
сели, лавины;
возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения
последствий, правила безопасного поведения, последствия природных

14

чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями
и процессами;
природные
чрезвычайные
ситуации,
вызванные
опасными
метеорологическими явлениями и процессами: ливни, град, мороз, жара;
возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения
последствий, правила безопасного поведения, последствия природных
чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными метеорологическими
явлениями и процессами;
влияние деятельности человека на природную среду;
причины и источники загрязнения Мирового океана, рек, почвы,
космоса;
чрезвычайные ситуации экологического характера, возможности
прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий;
экологическая грамотность и разумное природопользование.
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»
понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни»,
«лечение», «профилактика»;
биологические,
социально-экономические,
экологические
(геофизические), психологические факторы, влияющие на здоровье человека;
составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая
активность, психологическое благополучие;
общие представления об инфекционных заболеваниях;
механизм
заболеваний;

распространения

чрезвычайные ситуации
профилактики и защиты;
роль
прививок;

вакцинации,

и

способы

передачи

биолого-социального

национальный

календарь

вакцинация по эпидемиологическим показаниям;
значение изобретения вакцины для человечества;

инфекционных

характера,

меры

профилактических

15

неинфекционные
заболевания,
неинфекционные заболевания;

самые

распространённые

факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний;
факторы риска возникновения онкологических заболеваний;
факторы риска возникновения заболеваний дыхательной системы;
факторы риска возникновения эндокринных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний;
роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний;
признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова
скорой медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль в
животе, эпилепсия и другие);
психическое здоровье и психологическое благополучие;
критерии психического здоровья и психологического благополучия;
основные факторы, влияющие
психологическое благополучие;

на

психическое

здоровье

и

основные направления сохранения и укрепления психического здоровья
(раннее выявление психических расстройств; минимизация влияния
хронического стресса: оптимизация условий жизни, работы, учёбы;
профилактика злоупотребления алкоголя и употребления наркотических
средств; помощь людям, перенёсшим психотравмирующую ситуацию);
меры, направленные на сохранение и укрепление психического
здоровья;
первая помощь, история возникновения скорой медицинской помощи и
первой помощи;
состояния, при которых оказывается первая помощь;

16

мероприятия по оказанию первой помощи;
алгоритм первой помощи;
оказание первой помощи в сложных случаях (травмы глаза; «сложные»
кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств; первая
помощь при нескольких травмах одновременно);
действия при прибытии скорой медицинской помощи.
Модуль 9. «Безопасность в социуме»:
определение понятия «общение»;
навыки конструктивного общения;
общие представления о понятиях «социальная группа», «большая
группа», «малая группа»;
межличностное общение, общение в группе, межгрупповое общение
(взаимодействие);
особенности общения в группе;
психологические характеристики группы и особенности взаимодействия
в группе;
групповые нормы и ценности;
коллектив как социальная группа;
психологические закономерности в группе;
понятие «конфликт», стадии развития конфликта;
конфликты в межличностном общении, конфликты в малой группе;
факторы, способствующие и препятствующие эскалации конфликта;
способы поведения в конфликте;

17

деструктивное и агрессивное поведение;
конструктивное поведение в конфликте;
роль регуляции
саморегуляции;

эмоций

при

разрешении

конфликта,

способы

способы разрешения конфликтных ситуаций;
основные формы участия третьей стороны в процессе урегулирования и
разрешения конфликта;
ведение переговоров при разрешении конфликта;
опасные проявления конфликтов (буллинг, насилие);
способы противодействия буллингу и проявлению насилия;
способы психологического воздействия;
психологическое влияние в малой группе;
положительные и отрицательные стороны конформизма;
эмпатия и уважение к партнёру (партнёрам) по общению как основа
коммуникации;
убеждающая коммуникация;
манипуляция в общении, цели, технологии и способы противодействия;
психологическое влияние на большие группы;
способы воздействия на большую группу: заражение; убеждение;
внушение; подражание;
деструктивные и псевдопсихологические технологии;
противодействие вовлечению
антиобщественную деятельность.

молодёжи

в

противозаконную

и

18

Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»:
понятия «цифровая среда», «цифровой след»;
влияние цифровой среды на жизнь человека;
приватность, персональные данные;
«цифровая зависимость», её признаки и последствия;
опасности и риски цифровой среды, их источники;
правила безопасного поведения в цифровой среде;
вредоносное программное обеспечение;
виды вредоносного программного обеспечения, его цели, принципы
работы;
правила защиты от вредоносного программного обеспечения;
кража персональных данных, паролей;
мошенничество, фишинг, правила защиты от мошенников;
правила безопасного использования устройств и программ;
поведенческие опасности в цифровой среде и их причины;
опасные персоны, имитация близких социальных отношений;
неосмотрительное поведение и коммуникация в Интернете как угроза
для будущей жизни и карьеры;
травля в Интернете, методы защиты от травли;
деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде,
их признаки;
механизмы вовлечения в деструктивные сообщества;

19

вербовка, манипуляция, «воронки вовлечения»;
радикализация деструктива;
профилактика
сообщества;

и

противодействие

вовлечению

в

деструктивные

правила коммуникации в цифровой среде;
достоверность информации в цифровой среде;
источники информации, проверка на достоверность;
«информационный пузырь», манипуляция сознанием, пропаганда;
фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы;
понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков;
правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и
изображений;
понятие прав человека в цифровой среде, их защита;
ответственность за действия в Интернете;
запрещённый контент;
защита прав в цифровом пространстве.
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества;
понятия «экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь;
варианты проявления экстремизма, возможные последствия;
преступления террористической направленности, их цель, причины,
последствия;

20

опасность вовлечения в экстремистскую
деятельность: способы и признаки;

и

террористическую

предупреждение и противодействие вовлечению в экстремистскую и
террористическую деятельность;
формы террористических актов;
уровни террористической угрозы;
правила поведения и порядок действий при угрозе или в случае
террористического акта, проведении контртеррористической операции;
правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в
Российской Федерации;
основы государственной системы противодействия экстремизму и
терроризму, ее цели, задачи, принципы;
права и обязанности граждан и общественных организаций в области
противодействия экстремизму и терроризму.

21

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны
способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и
проявляться, прежде всего, в уважении к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, гордости за российские достижения, в готовности к
осмысленному применению принципов и правил безопасного поведения в
повседневной жизни, соблюдению правил экологического поведения, защите
Отечества, бережном отношении к окружающим людям, культурному
наследию и уважительном отношении к традициям многонационального
народа Российской Федерации и к жизни в целом.
Личностные результаты изучения ОБЗР включают:
1) Гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося,
готового
и способного применять принципы и правила безопасного поведения в
течение всей жизни;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и
ответственности в области защиты населения и территории Российской
Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с
безопасностью жизнедеятельности;
сформированность
базового
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого развития
личности, общества и государства;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма,
национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения;
готовность к участию в деятельности государственных социальных
организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения
комплексной безопасности личности, общества и государства;
2) Патриотическое воспитание:

22

сформированность российской гражданской идентичности, уважения к
своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев
Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые Силы Российской
Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России,
российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам,
историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым
традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в
области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная
убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность
за его судьбу;
3) Духовно-нравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и российского
воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и
ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других
людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и
ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по
снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в
чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению,
семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и
добровольчества;
4) Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности
жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и
безопасного поведения в повседневной жизни;
5) Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню
развития общей теории безопасности, современных представлений о
безопасности в технических, естественно-научных, общественных,
гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры
безопасности жизнедеятельности;

23

понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЗР,
осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности
человека, общества и государства;
способность применять научные знания для реализации принципов
безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности избегать,
безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных
ситуациях);
6) Физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного
отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять их в
случае необходимости;
потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных
форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
7) Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для
развития личности, общества и государства, обеспечения национальной
безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований
безопасности в процессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая
военно-профессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
8) Экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной среды,
осознание глобального характера экологических проблем, их роли в
обеспечении безопасности личности, общества и государства;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение
представлений
о
деятельности
экологической
направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
.

24

В результате изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы
безопасности личности, общества и государства, обосновывать их приоритет
и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного
решения в различных ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для обобщения,
сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности
жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;
определять
цели
действий
применительно
к
заданной
(смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учётом
самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной
жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для
реализации риск-ориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности
личности, общества и государства, анализировать их различные состояния
для решения познавательных задач, переносить приобретённые знания в
повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита
информации, необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в
области безопасности жизнедеятельности;
осуществлять различные виды деятельности по приобретению нового
знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных
задач, в том числе при разработке и защите проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать
новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с
учётом установленных (обоснованных) критериев;

25

раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между
реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта
(явления) в повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач
результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых
условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать
возможность их реализации в реальных ситуациях;
использовать знания других предметных областей для решения учебных
задач в области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретённые
знания и навыки в повседневную жизнь.
Работа с информацией:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и
анализа различных видов информации из источников разных типов при
обеспечении условий информационной безопасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с учётом
характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную
форму их представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и
защите от опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности и гигиены.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную
коммуникацию, переносить принципы её организации в повседневную
жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать
значение социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения;
безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств.

26

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный
способ и составлять план их решения в конкретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать
ответственность за своё решение;
оценивать приобретённый опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на
основе личных предпочтений и за счёт привлечения научно-практических
знаний других предметных областей; повышать образовательный и
культурный уровень.
Самоконтроль, принятие себя и других:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые
могут возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою
деятельность; контролировать соответствие результатов целям;
использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной
ситуации, выбора оптимального решения;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства,
невозможности контроля всего вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке
образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы в конкретной учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом
общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды
(составлять план, распределять роли, принимать правила учебного
взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы,
договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий
результат по совместно разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и
практической значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.

27

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
результаты
характеризуют
сформированность
у
обучающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного и группового безопасного поведения в интересах
благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем
безопасности и способности построения модели индивидуального и
группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны
обеспечивать:
1)
знание
основ
законодательства
Российской
Федерации,
обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от
внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о
государственной политике в области обеспечения государственной и
общественной безопасности, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций различного характера;
2) знание задач и основных принципов организации Единой системы
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и
обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданин в
области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской
обороны;
3) сформированность представлений о роли России в современном
мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской
Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений
общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации,
формирование представления о военной службе;
4) сформированность знаний об элементах начальной военной
подготовки; овладение знаниями требований безопасности при обращении со
стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых свойствах
и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах
защиты от него;
5) сформированность представлений о современном общевойсковом
бое; понимание о возможностях применения современных достижений
научно-технического прогресса в условиях современного боя;
6) сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора
построения профессиональной траектории, в том числе и образовательных

28

организаций осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и
безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка;
7) сформированность представлений о ценности безопасного поведения
для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения
и способов их применения в собственном поведении;
8) сформированность представлений о возможных источниках
опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных
местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение
основными способами предупреждения опасных ситуаций; знать порядок
действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
9) сформированность представлений о важности соблюдения правил
дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на
транспорте. Знание правил безопасного поведения на транспорте, умение
применять их на практике, знание о порядке действий в опасных,
экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
10) знания о способах безопасного поведения в природной среде;
умение применять их на практике; знать порядок действий при
чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность
представлений об экологической безопасности, ценности бережного
отношения к природе, разумного природопользования;
11) знание основ пожарной безопасности; умение применять их на
практике для предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе
пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной
среде; знать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности;
12) владение основами медицинских знаний: владение приемами
оказания первой помощи при неотложных состояниях, инфекционных и
неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья;
сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в
сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к
вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных
ситуациях биолого-социального и военного характера; умение применять
табельные и подручные средства для само- и взаимопомощи;
13) знание основ безопасного, конструктивного общения, умение
различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе
криминального характера; умение предупреждать опасные явления и
противодействовать им;

29

14) сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в
социальном взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в
цифровой среде; умение применять их на практике; умение распознавать
опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера,
опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать
им;
15) сформированность представлений об опасности и негативном
влиянии на жизнь личности, общества, государства деструктивной идеологии
в том числе экстремизма, терроризма; знать роль государства в
противодействии терроризму; уметь различать приемы вовлечения в
деструктивные
сообщества,
экстремистскую
и
террористическую
деятельность и противодействовать им; знать порядок действий при
объявлении разного уровня террористической опасности; знать порядок
действий при угрозе совершения террористического акта; совершении
террористического акта; проведении контртеррористической операции.
Достижение результатов освоения программы ОБЗР обеспечивается
посредством достижения предметных результатов освоения модулей ОБЗР.
10 КЛАСС
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства»:
раскрывать правовые основы и принципы обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации;
характеризовать роль личности, общества и государства в достижении
стратегических национальных приоритетов, объяснять значение их
реализации в обеспечении комплексной безопасности и устойчивого
развития Российской Федерации, приводить примеры;
характеризовать роль правоохранительных органов и специальных
служб в обеспечении национальной безопасности;
объяснять роль личности, общества и государства в предупреждении
противоправной деятельности;
характеризовать правовую основу защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
раскрывать назначение, основные задачи и структуру Единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС);

30

объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в
области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени;
объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в
области гражданской обороны;
уметь действовать при сигнале «Внимание всем!», в том числе при
химической и радиационной опасности;
анализировать угрозы военной безопасности Российской Федерации,
обосновывать значение обороны государства для мирного социальноэкономического развития страны;
характеризовать роль Вооружённых Сил Российской в обеспечении
национальной безопасности.
Модуль № 2. «Основы военной подготовки»:
знать строевые приёмы в движении без оружия;
выполнять строевые приёмы в движении без оружия;
иметь представление об основах общевойскового боя;
иметь представление об основных видах общевойскового боя и
способах маневра в бою;
иметь представление о походном, предбоевом и боевом порядке
подразделений;
понимать способы действий военнослужащего в бою;
знать правила и меры безопасности при обращении с оружием;
приводить примеры нарушений правил и мер безопасности при
обращении с оружием и их возможных последствий;
применять меры безопасности при проведении занятий по боевой
подготовке и обращении с оружием;
знать способы удержания оружия, правила прицеливания и
производства меткого выстрела;
определять характерные конструктивные особенности образцов
стрелкового оружия на примере автоматов Калашникова АК-74 и АК-12;
иметь представление о современных видах короткоствольного
стрелкового оружия;
иметь представление об истории возникновения и развития
робототехнических комплексов;
иметь представление о конструктивных особенностях БПЛА
квадрокоптерного типа;
иметь представление о способах боевого применения БПЛА;
иметь представление об истории возникновения и развития связи;

31

иметь представление о назначении радиосвязи и о требованиях,
предъявляемых к радиосвязи;
иметь представление о видах, предназначении, тактико-технических
характеристиках современных переносных радиостанций;
иметь представление о тактических свойствах местности и их влиянии
на боевые действия войск;
иметь представление о шанцевом инструменте;
иметь представление о позиции отделения и порядке оборудования
окопа для стрелка;
иметь представление о видах оружия массового поражения и их
поражающих факторах;
знать способы действий при применении противником оружия
массового поражения;
понимать особенности оказания первой помощи в бою;
знать условные зоны оказания первой помощи в бою;
знать приемы самопомощи в бою;
иметь представление о военно-учетных специальностях;
знать особенности прохождение военной службы по призыву и по
контракту;
иметь представления о военно-учебных заведениях;
иметь представление о системе военно-учебных центров при учебных
заведениях высшего образования.
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе»:
объяснять смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск (угроза)»,
«культура безопасности», «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация»,
объяснять их взаимосвязь;
приводить примеры решения задач по обеспечению безопасности в
повседневной жизни (индивидуальный, групповой и общественногосударственный уровни);
знать общие принципы безопасного поведения, приводить примеры;
объяснять смысл понятий «виктимное поведение», «безопасное
поведение»;
понимать влияние поведения человека на его безопасность, приводить
примеры;
иметь навыки оценки своих действий с точки зрения их влияния на
безопасность;

32

раскрывать суть риск-ориентированного подхода к обеспечению
безопасности;
приводить примеры реализации риск-ориентированного подхода на
уровне личности, общества, государства.
Модуль № 4. «Безопасность в быту»:
раскрывать источники и классифицировать бытовые опасности,
обосновывать зависимость риска (угрозы) их возникновения от поведения
человека;
знать права и обязанности потребителя, правила совершения покупок, в
том числе в Интернете; оценивать их роль в совершении безопасных
покупок;
оценивать риски возникновения бытовых отравлений, иметь навыки их
профилактики;
иметь навыки первой помощи при бытовых отравлениях;
уметь оценивать риски получения бытовых травм;
понимать взаимосвязь поведения и риска получить травму;
знать правила пожарной безопасности и электробезопасности, понимать
влияние соблюдения правил на безопасность в быту;
иметь навыки безопасного поведения в быту при использовании
газового и электрического оборудования;
иметь навыки поведения при угрозе и возникновении пожара;
иметь навыки первой помощи при бытовых травмах, ожогах, порядок
проведения сердечно-лёгочной реанимации;
знать правила безопасного поведения в местах общего пользования
(подъезд, лифт, придомовая территория, детская площадка, площадка для
выгула собак и другие);
понимать влияние конструктивной коммуникации с соседями на
уровень безопасности, приводить примеры;
понимать риски противоправных действий, выработать навыки,
снижающие криминогенные риски;
знать правила поведения при возникновении аварии на коммунальной
системе;
иметь навыки взаимодействия с коммунальными службами.
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»:
знать правила дорожного движения;
характеризовать изменения правил дорожного движения в зависимости
от изменения уровня рисков (риск-ориентированный подход);

33

понимать риски для пешехода при разных условиях, выработать навыки
безопасного поведения;
понимать влияние действий водителя и пассажира на безопасность
дорожного движения, приводить примеры;
знать права, обязанности и иметь представление об ответственности
пешехода, пассажира, водителя;
иметь представление о знаниях и навыках, необходимых водителю;
знать правила безопасного поведения при дорожно-транспортных
происшествиях разного характера;
иметь навыки оказания первой помощи, навыки пользования
огнетушителем;
знать источники опасности на различных видах транспорта, приводить
примеры;
знать правила безопасного поведения на транспорте, приводить
примеры влияния поведения на безопасность;
иметь представление о порядке действий при возникновении опасныхи
чрезвычайных ситуаций на различных видах транспорта.
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»:
перечислять и классифицировать основные источники опасности в
общественных местах;
знать общие правила безопасного поведения в общественных местах,
характеризовать их влияние на безопасность;
иметь навыки оценки рисков возникновения толпы, давки;
знать о действиях, которые минимизируют риски попадания в толпу,
давку, и о действиях, которые позволяют минимизировать риск получения
травмы в случае попадания в толпу, давку;
оценивать риски возникновения ситуаций криминогенного характера в
общественных местах;
иметь навыки безопасного поведения при проявлении агрессии;
иметь представление о безопасном поведении для снижения рисков
криминогенного характера;
оценивать риски потеряться в общественном месте;
знать порядок действий в случаях, когда потерялся человек;
знать правила пожарной безопасности в общественных местах;
понимать особенности поведения при угрозе пожара и пожаре в
общественных местах разного типа;
знать правила поведения при угрозе обрушения или обрушении зданий
или отдельных конструкций;

34

иметь представление о правилах поведения при угрозе или в случае
террористического акта в общественном месте.
11 КЛАСС
Модуль № 7 «Безопасность в природной среде»:
выделять и классифицировать источники опасности в природной среде;
знать особенности безопасного поведения при нахождении в природной
среде, в том числе в лесу, на водоёмах, в горах;
иметь представление о способах ориентирования на местности; знать
разные способы ориентирования, сравнивать их особенности, выделять
преимущества и недостатки;
знать правила безопасного поведения, минимизирующие риски
потеряться в природной среде;
знать о порядке действий, если человек потерялся в природной среде;
иметь представление об основных источниках опасности при
автономном нахождении в природной среде, способах подачи сигнала о
помощи;
иметь представление о способах сооружения убежища для защиты от
перегрева и переохлаждения, получения воды и пищи, правилах поведения
при встрече с дикими животными;
иметь навыки первой помощи при перегреве, переохлаждении,
отморожении, навыки транспортировки пострадавших;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации;
выделять наиболее характерные риски для своего региона с учётом
географических,
климатических
особенностей,
традиций
ведения
хозяйственной деятельности, отдыха на природе;
раскрывать применение принципов безопасного поведения (предвидеть
опасность; по возможности избежать её; при необходимости действовать)
для природных чрезвычайных ситуаций;
указывать причины и признаки возникновения природных пожаров;
понимать влияние поведения человека на риски возникновения
природных пожаров;
иметь представление о безопасных действиях при угрозе и
возникновении природного пожара;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации,
вызванные опасными геологическими явлениями и процессами;
раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
геологическими явлениями и процессами;

35

иметь представление о правилах безопасного поведения при природных
чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными геологическими явлениями и
процессами;
оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными геологическими явлениями и процессами, для своего региона,
приводить примеры риск-ориентированного поведения;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации,
вызванные опасными гидрологическими явлениями и процессами;
раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
гидрологическими явлениями и процессами;
иметь представление о правилах безопасного поведения при природных
чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными гидрологическими
явлениями и процессами;
оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными гидрологическими явлениями и процессами, для своего региона,
приводить примеры риск-ориентированного поведения;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации,
вызванные опасными метеорологическими явлениями и процессами;
раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
метеорологическими явлениями и процессами;
знать правила безопасного поведения при природных чрезвычайных
ситуациях, вызванных опасными метеорологическими явлениями и
процессами;
оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными метеорологическими явлениями и процессами, для своего региона,
приводить примеры риск-ориентированного поведения;
характеризовать источники экологических угроз, обосновывать влияние
человеческого фактора на риски их возникновения;
характеризовать
значение
риск-ориентированного
подхода
к
обеспечению экологической безопасности;
иметь навыки экологической грамотности и разумного
природопользования.
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»:
объяснять смысл понятий «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый
образ жизни», «лечение», «профилактика» и выявлять взаимосвязь между
ними;

36

понимать степень влияния биологических, социально-экономических,
экологических, психологических факторов на здоровье;
понимать значение здорового образа жизни и его элементов для
человека, приводить примеры из собственного опыта;
характеризовать инфекционные заболевания, знать основные способы
распространения и передачи инфекционных заболеваний;
иметь навыки соблюдения мер личной профилактики;
понимать роль вакцинации в профилактике инфекционных заболеваний,
приводить примеры;
понимать значение национального календаря профилактических
прививок и вакцинации населения, роль вакцинации для общества в целом;
объяснять смысл понятия «вакцинация по эпидемиологическим
показаниям»;
иметь представление о чрезвычайных ситуациях биолого-социального
характера, действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального
характера (на примере эпидемии);
приводить примеры реализации риск-ориентированного подхода к
обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях биологосоциального характера;
характеризовать
наиболее
распространённые
неинфекционные
заболевания (сердечно-сосудистые, онкологические, эндокринные и другие),
оценивать основные факторы риска их возникновения и степень опасности;
характеризовать признаки угрожающих жизни и здоровью состояний
(инсульт, сердечный приступ и другие);
иметь навыки вызова скорой медицинской помощи;
понимать значение образа жизни в профилактике и защите от
неинфекционных заболеваний;
раскрывать значение диспансеризации для ранней диагностики
неинфекционных заболеваний, знать порядок прохождения диспансеризации;
объяснять смысл понятий «психическое здоровье» и «психологическое
благополучие», характеризовать их влияние на жизнь человека;
знать основные критерии психического здоровья и психологического
благополучия;
характеризовать факторы, влияющие на психическое здоровье и
психологическое благополучие;
иметь представление об основных направления сохранения и
укрепления психического здоровья и психологического благополучия;

37

характеризовать негативное влияние вредных привычек на умственную
и физическую работоспособность, благополучие человека;
характеризовать роль раннего выявления психических расстройств и
создания благоприятных условий для развития;
объяснять смысл понятия «инклюзивное обучение»;
иметь навыки, позволяющие минимизировать влияние хронического
стресса;
характеризовать признаки психологического неблагополучия и
критерии обращения за помощью;
знать правовые основы оказания первой помощи в Российской
Федерации;
объяснять смысл понятий «первая помощь», «скорая медицинская
помощь», их соотношение;
знать о состояниях, при которых оказывается первая помощь, и
действиях при оказании первой помощи;
иметь навыки применения алгоритма первой помощи;
иметь представление о безопасных действиях по оказанию первой
помощи в различных условиях (травмы глаза; «сложные» кровотечения;
первая помощь с использованием подручных средств; первая помощь при
нескольких травмах одновременно).
Модуль № 9. «Безопасность в социуме»:
объяснять смысл понятия «общение»; характеризовать роль общения в
жизни человека, приводить примеры межличностного общения и общения в
группе;
иметь навыки конструктивного общения;
объяснять смысл понятий «социальная группа», «малая группа»,
«большая группа»;
характеризовать взаимодействие в группе;
понимать влияние групповых норм и ценностей на комфортное и
безопасное взаимодействие в группе, приводить примеры;
объяснять смысл понятия «конфликт»;
знать стадии развития конфликта, приводить примеры;
характеризовать факторы, способствующие и препятствующие
развитию конфликта;
иметь навыки конструктивного разрешения конфликта;
знать условия привлечения третьей стороны для разрешения конфликта;
иметь представление о способах пресечения опасных проявлений
конфликтов;

38

раскрывать способы противодействия буллингу, проявлениям насилия;
характеризовать способы психологического воздействия;
характеризовать особенности убеждающей коммуникации;
объяснять смысл понятия «манипуляция»;
называть характеристики манипулятивного воздействия, приводить
примеры;
иметь представления о способах противодействия манипуляции;
раскрывать механизмы воздействия на большую группу (заражение,
убеждение, внушение, подражание и другие), приводить примеры;
иметь представление о деструктивных и псевдопсихологических
технологиях и способах противодействия.
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»:
характеризовать цифровую среду, её влияние на жизнь человека;
объяснять смысл понятий «цифровая среда», «цифровой след»,
«персональные данные»;
анализировать угрозы цифровой среды (цифровая зависимость,
вредоносное программное обеспечение, сетевое мошенничество и травля,
вовлечение в деструктивные сообщества, запрещённый контент и другие),
раскрывать их характерные признаки;
иметь навыки безопасных действий по снижению рисков, и защите от
опасностей цифровой среды;
объяснять смысл понятий «программное обеспечение», «вредоносное
программное обеспечение»;
характеризовать и классифицировать опасности, анализировать риски,
источником которых является вредоносное программное обеспечение;
иметь навыки безопасного использования устройств и программ;
перечислять и классифицировать опасности, связанные с поведением
людей в цифровой среде;
характеризовать риски, связанные с коммуникацией в цифровой среде
(имитация близких социальных отношений; травля; шантаж разглашением
сведений; вовлечение в деструктивную, противоправную деятельность),
способы их выявления и противодействия им;
иметь навыки безопасной коммуникации в цифровой среде;
объяснять смысл и взаимосвязь понятий «достоверность информации»,
«информационный пузырь», «фейк»;
иметь представление о способах проверки достоверности, легитимности
информации, её соответствия правовым и морально-этическим нормам;

39

раскрывать правовые основы взаимодействия с цифровой средой,
выработать навыки безопасных действий по защите прав в цифровой среде;
объяснять права, обязанности и иметь представление об
ответственности граждан и юридических лиц в информационном
пространстве.
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
характеризовать экстремизм и терроризм как угрозу благополучию
человека, стабильности общества и государства;
объяснять смысл и взаимосвязь понятий «экстремизм» и «терроризм»;
анализировать варианты их проявления и возможные последствия;
характеризовать признаки вовлечения в экстремистскую и
террористическую деятельность, выработать навыки безопасных действий
при их обнаружении;
иметь представление о методах и видах террористической деятельности;
знать уровни террористической опасности, иметь навыки безопасных
действий при их объявлении;
иметь представление о безопасных действиях при угрозе (обнаружение
бесхозных вещей, подозрительных предметов и другие) и в случае
террористического акта (подрыв взрывного устройства, наезд транспортного
средства,
попадание
в
заложники
и
другие),
проведении
контртеррористической операции;
раскрывать правовые основы, структуру и задачи государственной
системы противодействия экстремизму и терроризму;
объяснять права, обязанности и иметь представление об
ответственности граждан и юридических лиц в области противодействия
экстремизму и терроризму.

40

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Безопасное и устойчивое развитие
личности, общества, государства

4

0

0.5

2

Основы военной подготовки

12

0

0.5

3

Культура безопасности жизнедеятельности
в современном обществе

2

0

0.5

4

Безопасность в быту

6

0

0.5

5

Безопасность на транспорте

5

0

0.5

6

Безопасность в общественных местах

4

0

0.5

7

ГПМ

1

1

0

34

1

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

41

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Безопасность в природной среде

7

0

0.5

2

Основы медицинских знаний. Оказание
первой помощи

7

0

0.5

3

Безопасность в социуме

7

0

0.5

4

Безопасность в информационном
пространстве

7

0

0.5

5

Основы противодействия экстремизму и
терроризму

5

0

0.5

6

ГПМ

1

1

0

34

1

2.5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».