РП_ВД_Домисолька_НОО

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на Методическим совете
от «27» августа 2024 г.
протокол № 4

Утверждена приказом
директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «30» августа 2024 г. № 71

Приложение к Основной образовательной программе
начального общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ДОМИСОЛЬКА»
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Срок реализации: 3 года

Составитель: Жаворонкова Е.А.

Новоуральск,
2024 г.

Содержание программы

1 год обучения
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы
коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста.
Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Выявление и
коррекция голосового диапазона воспитанника. Подбор репертуара. Беседы о правильной
постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с
упражнениями. Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона.
Формирование вокального звука.
В работе используются упражнения для формирования короткого и задержанного
дыхания; упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания,
взаимосвязь звука и дыхания; твердая и мягкая атака.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа направлена на
активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие
манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное
начало и окончание песни. Использование пение - а capella.
Развитие навыков уверенного пения. Отработка динамических оттенков и штрихов.
Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко». Знакомство с простыми
ритмами и размерами. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение
в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Соединение
музыкального
материала с танцевальными движениями. Работа над образом
исполняемого произведения. Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на
развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор
ошибок и поощрение удачных моментов. Отчетный концерт, поощрение активных
кружковцев.
2 год обучения
Объяснение целей и задач. Распорядок работы, правила поведения. Прослушивание
голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Выявление и коррекция
голосового диапазона воспитанника.
Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как
основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки,
длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации.
Развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного
звучания хорового произведения. Использование упражнений по выработке точного
восприятия мелодий. Применение сравнительные упражнения на высоту звуков с
использованием игрового приема.
Знакомство с понятием «метр», «темп». Обучение движениям в темпе исполняемого
музыкального произведения.
Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время
занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами
плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие и коррекция правильного
певческого дыхания.
Работа над отчетливым произношением слов, работа с артикуляционным аппаратом.
Использование скороговорок.
Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием,
поведением, дикцией, артикуляцией. Разучивание индивидуальных музыкальных

произведений. Работа под минусовую фонограмму. Драматизация песен и музыкальнопластическое движение солистов.
3 год обучения
Объяснение целей и задач вокального кружка. Техника безопасности, включающая в
себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. Правильное певческое
положение гортани должно быть свободным и низким. Приемы возвращения гортани в
правильное положение. Дыхательная гимнастика. Чистое и выразительное интонирование
под сложный аккомпанемент. Вокальная позиция.
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки).
Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в
различных регистрах. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за
счет активизации работы губ и языка. Отнесение внутри слова согласных к
последующему слогу. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного
характера. Закрепление и усвоение минорного лада. Гармонический и мелодический
минор. Тонические трезвучия. Пополнение репертуара участников кружка
произведениями зарубежных композиторов-классиков.
Участники кружка составляют совместно план-график выступлений, обсуждают и
выбирают репертуар выступлений, планируют
совместные выезды на концерты,
экскурсии в театры.
Результат, по которому оценивают работу вокального кружка, требует большой
подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют
концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной
самодеятельности, конкурсах и школьных речевых конференциях. Это результат, по
которому оценивают работу. Участие в официальных мероприятиях активизируют работу,
позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют
творческому росту.
Рабочая программа по внеурочной деятельности вокальной студии для учащихся 2-4
классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной
деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта, с
учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта.







Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностные результаты:
Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности
творческой деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности
в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
формирование эмоциональное отношение к искусству;
формирование духовно-нравственных оснований;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)
музицирования.

Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
 планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
 самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
 выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
 участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города,
региона и др.);

 уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
 применять
знаково-символические
и
речевые
средства
для
решения
коммуникативных задач.
познавательные УУД:
 использовать знаково-символические средства для решения задач;
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.











Предметные результаты:
знать
элементарные способы воплощения художественно-образного содержания
музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой
деятельности;
нотную грамоту;
правильную певческую установку;
особенности музыкального языка.
уметь
применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при
реализации различных проектов для организации содержательного культурного
досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию
аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
выражать образное содержание музыки через пластику;
создавать коллективные музыкально-пластические композиции;
исполнять вокально-хоровые произведения.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение
педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в
школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений
на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы
(занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении
вокального материала.
Цель данной программы – оптимальное индивидуальное певческое развитие
каждого участника студии, обучение его петь в хоре, формирование его певческой
культуры.
Задачи:
 На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных
эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре.
Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и
уважению певческих традиций;
 научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни
каждого человека;
 оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных
произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам
музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе;
 развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых
произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать
формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить
основы художественного вкуса;

 сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости,
значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
В основу программы внеурочной деятельности художественно – эстетического
направления
положены идеи и положения Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает
получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.
Программа внеурочной деятельности разработана, как целостная система введения в
художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных
видов пространственных (пластических) искусств.
В основных направлениях реформ общеобразовательной школы выдвигается как
важнейшая задача – значительное улучшение художественного и эстетического
воспитания учащихся: подчеркивается необходимость развивать чувства прекрасного,
формировать высокие эстетические вкусы.
Программа приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый
доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что
наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из
факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает
решить задачу охраны здоровья детей.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке.
Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между
урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой
работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие
школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов.
Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном
исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.
Рабочая программа вокальной студии предусматривает уроки коллективной
вокально-технической деятельности.
Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы: занятия, на
которых присутствуют все участники вокальной группы. На занятиях учащиеся знакомятся
с физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы
голосоведения. Акцент делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого
звучания.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода,
творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное
формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения.
Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший
художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный
показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо
своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое
проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в
сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально - сценической театрализации. В
связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокальной студии
проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность,
индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды

концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать
соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года
обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает
взаимодействие одной системы с другими.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из
основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться
на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед
зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на
сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие
исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять
исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится
следить не только за голосом, но и телом.
Различные формы работы дают возможность педагогу более полно раскрыть
индивидуальные особенности каждого участника группы,
развивать обучаемого,
предлагает решение следующих задач:
 постановка дыхания;
 работа над расширением певческого диапазона;
 развитие музыкального слуха и ритма.
Формы и режим занятий
Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия
проводятся во второй половине дня после уроков.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется
индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из
двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с
учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетного концерта с приглашением
родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются
поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями,
видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают
песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера,
развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для
самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников,
конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
 наглядно-слуховой;
 наглядно-зрительный;
 репродуктивный.
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация
педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
 настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим
дыханием (2–3 мин);
 дыхательная гимнастика;
 речевые упражнения;
 распевание;

 пение вокализов;
 работа над произведением;
 анализ занятия;
 задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их
продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием
должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа,
так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными
движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она
должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками –
всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за
себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно,
репертуарному плану.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Выставка фотоматериала из выступлений студии:
 итоговое занятие;
 урок-концерт;
 успехи, результат;
 беседа о вокальной студии;
 отчетный концерт.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях
обучающихся, в призовых местах.
Вокальная студия рассчитана на учащихся начальной школы 2-4 класс,
увлекающихся музыкой и музыкально-эстетической деятельностью. Важность этого курса
для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы
формирования вокально-технической деятельности, рекомендованной для внеурочной
деятельности новым стандартом.
Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта – 2 - 4 класс –
36 часов (1 час в неделю).
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься
именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе
занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по
принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных,
обстоятельств.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а
так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной
работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми
детьми.
Задания практических занятий направлены на умение:
 определять основные жанры песенного искусства;
 знать физиологические особенности голосового аппарата
 использовать правильную позицию голосового аппарата при пении.
 исполнять выразительно, интонационно чисто несложную в мелодическом
отношении песню а capella;
 уметь брать дыхание в характере произведения.

Тематическое планирование по
внеурочной деятельности
художественно – эстетической направленности
«Домисолька»
1 год обучения – 34 часа
№

Тема

Количество
часов
1 час

1

Вводное занятие

2
3
4

Прослушивание голосов
Охрана голоса. Гигиена певческого голоса
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

2 часа
1 час
1час

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Нотная грамота
Певческая установка
Звукообразование
Музыкальные штрихи
Дыхание
Дикция
Артикуляция

1 час
1 час
1 час
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа

Ансамбль
Элементы двухголосья
Ритм
Сценодвижение
Музыкально-исполнительская работа
Работа с солистами

3 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа

Работа с микрофоном
Сценический образ
Итоговые занятия, творческие отчеты

2 часа
1 час
2 часа

Тематическое планирование по
внеурочной деятельности
художественно – эстетической направленности
«Домисолька»
2 год обучения – 34 часа
№
1

Тема
Вводное занятие

Количество
часов
1 час
2 часа
1 час

4

Прослушивание голосов
Охрана голоса
Теоретические основы. Гигиена певческого голоса
Основы музыкальной грамоты.

5

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

2 часа

6

Развитие чувства ритма

2 часа

7

Певческая установка

2 часа

8
9
10

Дыхание. Цепное дыхание
Дикция и артикуляция
Работа с солистами

2 часа
2 часа
2 часа

11

Знакомство с произведениями различных жанров

2 часа

12

Великие вокалисты

1 час

13

Знакомство с многоголосным пением

1 час

14

Сценическая культура

2 часа

15

Музыкально сценические движения

2 часа

16

Агогика. Тональность

1 час

17

Работа над собственной манерой вокального исполнения

1 час

18
19

Звукообразование
Музыкальные штрихи

1 час
1 час

20

Музыкально-исполнительская работа

2 часа

21

Концертно-исполнительская деятельность

2 часа

2
3

2 часа

Тематическое планирование по
внеурочной деятельности
художественно – эстетической направленности
«Домисолька»
3 год обучения – 34 часа
№
1

Тема
Вводное занятие

Количество
часов
1 час
2 часа
1 час

4

Прослушивание голосов
Охрана голоса
Теоретические основы. Гигиена певческого голоса
Основы музыкальной грамоты.

5

Распеавние

2 часа

6

Дыхание

2 часа

7

Унисон

2 часа

8
9
10

Вокальная позиция
Беседа о творчестве композиторов классиков
Развитие исполнительской отзывчивости

2 часа

11

Работа над художественным исполнением произведения.

2 часа

12

1 час

13

Округление гласных. Способы их формирования в различных
регистрах.
Понятие «интерпретация»

2 часа

14

Приёмы творческой интерпретации

2 часа

15

Понятия «пунктир»

1 час

16

Вокально-интонационная работа

1 час

17

Понятия «звуковедение»

1 час
1 час

20

Ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с
более сложным ритмическим рисунком.
Работа над выразительным исполнением песни и созданием
сценического образа.
Музыкально-исполнительская работа

2 часа

21

Концертно-исполнительская деятельность

2 часа

2
3

18
19

Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Фортепиано.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Нотный материал, подборка репертуара.
9. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
10. Записи выступлений, концертов.

2 часа

2 часа
2 часа

1 час


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».