Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Методическим совете от «27» августа 2024 г. протокол № 4 Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «30» августа 2024 г. № 71 Приложение к Основной образовательной программе начального общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДОМИСОЛЬКА» Возраст обучающихся: 8-11 лет Срок реализации: 3 года Составитель: Жаворонкова Е.А. Новоуральск, 2024 г. Содержание программы 1 год обучения Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Выявление и коррекция голосового диапазона воспитанника. Подбор репертуара. Беседы о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука. В работе используются упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания; упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания; твердая и мягкая атака. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа направлена на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование пение - а capella. Развитие навыков уверенного пения. Отработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко». Знакомство с простыми ритмами и размерами. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Работа над образом исполняемого произведения. Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Отчетный концерт, поощрение активных кружковцев. 2 год обучения Объяснение целей и задач. Распорядок работы, правила поведения. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Выявление и коррекция голосового диапазона воспитанника. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации. Развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания хорового произведения. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Применение сравнительные упражнения на высоту звуков с использованием игрового приема. Знакомство с понятием «метр», «темп». Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие и коррекция правильного певческого дыхания. Работа над отчетливым произношением слов, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений. Работа под минусовую фонограмму. Драматизация песен и музыкальнопластическое движение солистов. 3 год обучения Объяснение целей и задач вокального кружка. Техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. Правильное певческое положение гортани должно быть свободным и низким. Приемы возвращения гортани в правильное положение. Дыхательная гимнастика. Чистое и выразительное интонирование под сложный аккомпанемент. Вокальная позиция. Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ и языка. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного характера. Закрепление и усвоение минорного лада. Гармонический и мелодический минор. Тонические трезвучия. Пополнение репертуара участников кружка произведениями зарубежных композиторов-классиков. Участники кружка составляют совместно план-график выступлений, обсуждают и выбирают репертуар выступлений, планируют совместные выезды на концерты, экскурсии в театры. Результат, по которому оценивают работу вокального кружка, требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах и школьных речевых конференциях. Это результат, по которому оценивают работу. Участие в официальных мероприятиях активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту. Рабочая программа по внеурочной деятельности вокальной студии для учащихся 2-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта, с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы Личностные результаты: Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности; формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. формирование эмоциональное отношение к искусству; формирование духовно-нравственных оснований; реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования. Метапредметные результаты: регулятивные УУД: планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации; самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока; выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством. коммуникативные УУД: участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.); уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке; применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач. познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Предметные результаты: знать элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности; нотную грамоту; правильную певческую установку; особенности музыкального языка. уметь применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе; выражать образное содержание музыки через пластику; создавать коллективные музыкально-пластические композиции; исполнять вокально-хоровые произведения. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Цель данной программы – оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника студии, обучение его петь в хоре, формирование его певческой культуры. Задачи: На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций; научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека; оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе; развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса; сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива. В основу программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Программа внеурочной деятельности разработана, как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. В основных направлениях реформ общеобразовательной школы выдвигается как важнейшая задача – значительное улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся: подчеркивается необходимость развивать чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы. Программа приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству. Рабочая программа вокальной студии предусматривает уроки коллективной вокально-технической деятельности. Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы: занятия, на которых присутствуют все участники вокальной группы. На занятиях учащиеся знакомятся с физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы голосоведения. Акцент делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого звучания. В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально - сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом. Различные формы работы дают возможность педагогу более полно раскрыть индивидуальные особенности каждого участника группы, развивать обучаемого, предлагает решение следующих задач: постановка дыхания; работа над расширением певческого диапазона; развитие музыкального слуха и ритма. Формы и режим занятий Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетного концерта с приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений. Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально. Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами. Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов. Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей. На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения: наглядно-слуховой; наглядно-зрительный; репродуктивный. Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения. Каждое занятие строится по схеме: настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин); дыхательная гимнастика; речевые упражнения; распевание; пение вокализов; работа над произведением; анализ занятия; задание на дом. Концерты и выступления. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой. Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя. Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарному плану. Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года. Выставка фотоматериала из выступлений студии: итоговое занятие; урок-концерт; успехи, результат; беседа о вокальной студии; отчетный концерт. Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах. Вокальная студия рассчитана на учащихся начальной школы 2-4 класс, увлекающихся музыкой и музыкально-эстетической деятельностью. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования вокально-технической деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом. Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта – 2 - 4 класс – 36 часов (1 час в неделю). Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств. Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Задания практических занятий направлены на умение: определять основные жанры песенного искусства; знать физиологические особенности голосового аппарата использовать правильную позицию голосового аппарата при пении. исполнять выразительно, интонационно чисто несложную в мелодическом отношении песню а capella; уметь брать дыхание в характере произведения. Тематическое планирование по внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности «Домисолька» 1 год обучения – 34 часа № Тема Количество часов 1 час 1 Вводное занятие 2 3 4 Прослушивание голосов Охрана голоса. Гигиена певческого голоса Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения 2 часа 1 час 1час 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Нотная грамота Певческая установка Звукообразование Музыкальные штрихи Дыхание Дикция Артикуляция 1 час 1 час 1 час 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа Ансамбль Элементы двухголосья Ритм Сценодвижение Музыкально-исполнительская работа Работа с солистами 3 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа Работа с микрофоном Сценический образ Итоговые занятия, творческие отчеты 2 часа 1 час 2 часа Тематическое планирование по внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности «Домисолька» 2 год обучения – 34 часа № 1 Тема Вводное занятие Количество часов 1 час 2 часа 1 час 4 Прослушивание голосов Охрана голоса Теоретические основы. Гигиена певческого голоса Основы музыкальной грамоты. 5 Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти 2 часа 6 Развитие чувства ритма 2 часа 7 Певческая установка 2 часа 8 9 10 Дыхание. Цепное дыхание Дикция и артикуляция Работа с солистами 2 часа 2 часа 2 часа 11 Знакомство с произведениями различных жанров 2 часа 12 Великие вокалисты 1 час 13 Знакомство с многоголосным пением 1 час 14 Сценическая культура 2 часа 15 Музыкально сценические движения 2 часа 16 Агогика. Тональность 1 час 17 Работа над собственной манерой вокального исполнения 1 час 18 19 Звукообразование Музыкальные штрихи 1 час 1 час 20 Музыкально-исполнительская работа 2 часа 21 Концертно-исполнительская деятельность 2 часа 2 3 2 часа Тематическое планирование по внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности «Домисолька» 3 год обучения – 34 часа № 1 Тема Вводное занятие Количество часов 1 час 2 часа 1 час 4 Прослушивание голосов Охрана голоса Теоретические основы. Гигиена певческого голоса Основы музыкальной грамоты. 5 Распеавние 2 часа 6 Дыхание 2 часа 7 Унисон 2 часа 8 9 10 Вокальная позиция Беседа о творчестве композиторов классиков Развитие исполнительской отзывчивости 2 часа 11 Работа над художественным исполнением произведения. 2 часа 12 1 час 13 Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах. Понятие «интерпретация» 2 часа 14 Приёмы творческой интерпретации 2 часа 15 Понятия «пунктир» 1 час 16 Вокально-интонационная работа 1 час 17 Понятия «звуковедение» 1 час 1 час 20 Ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. Музыкально-исполнительская работа 2 часа 21 Концертно-исполнительская деятельность 2 часа 2 3 18 19 Материально-техническое обеспечение 1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки). 2. Наличие репетиционного зала (сцена). 3. Фортепиано. 4. Музыкальный центр, компьютер. 5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-». 6. Электроаппаратура. 7. Зеркало. 8. Нотный материал, подборка репертуара. 9. Записи аудио, видео, формат CD, MP3. 10. Записи выступлений, концертов. 2 часа 2 часа 2 часа 1 час