РП_ВД_Юные Ураловеды_ООО

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на Методическом совете
от «27» августа 2024 г.
протокол № 4

Утверждена приказом
директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «30»августа 2024 г. № 71

Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНЫЕ УРАЛОВЕДЫ»
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Кочурова Э.Н.

г. Новоуральск,
2024 г.
1

Содержание программы
Сегодняшнему поколению людей приходится решать проблему
сохранения здоровья как природы, так и человека. Общество имеет
небольшие знания о родном крае, ограниченное взаимодействие с природой.
Восстановить гармонию между человеком и природой могут лишь люди,
умеющие чувствовать природу, хорошо знающие окружающий мир.
Поколения людей, воспитанные на подобных идеях, мало ценят и плохо
берегут природу, не осознавая ее своим домом, не понимая многогранных
взаимосвязей природы и человека. Для того чтобы изменить сложившуюся
экологическую ситуацию, необходимо развивать понимание величайшей
ценности природы, формировать личностное, эмоционально-положительное
отношение к окружающему миру, умение жить в гармонии с природой и
использовать на благо ее бесценные дары.
Непозволительно мало знать о родном крае – о травах, растущих у
нас под ногами, о птицах, поющих над головой, а также о мире других
существ, живущих по соседству с нами. Необходимо научиться слушать,
слышать, общаться, высказывается, увидеть прекрасное.
В настоящее время в сфере биологии и географии существует ряд программ,
которые помогают сформировать у ребят общий кругозор. Однако, те знания
по биологии и географии, которые получают учащиеся в школе, максимально
теоритизированы, страдают отсутствием практических навыков, оторваны от
местной действительности, что подтверждает актуальность программы
«Юные Ураловеды».
Данная программа основывается на рекомендации программ
Министерства образования РФ «Туристы-экологи», «Младшие инструктора
по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке», Москва, 2001. В вышеперечисленных программах хорошо рассмотрены
вопросы туристской направленности. Такие блоки, как «Подготовка
путешествия», «Походное путешествие», «Организация питания», «Привалы
и ночлеги», «Туристский быт и т.д. соответствуют принятым
государственным стандартам, поэтому вышеупомянутый ряд тем вошел в
данную составительскую программу.
Тем не менее, содержание теоретических и практических занятий
разработано самим составителем,
изменены районы проведения
экспедиций и объекты исследований. Разработан и внесён новый блок
занятий
«Основы
безопасности
жизнедеятельности», поскольку
физическая подготовка позволяет детям лучше приспособиться
к
походам дальнего следования: (пеший туризм, лыжный туризм, горный
туризм, ориентирование).
Предложенная программа способствует формированию и развитию
творческих способностей учащихся, приобретению организаторских
навыков, навыков поисковой работы, коммуникативных умений.
Приобщение обучающихся к истории родного города, позволят им
использовать полученные знания и умения на уроках.
2

Сочетание теоретических знаний и практических умений позволит
выйти на развитие познавательного интереса, ведущего, в свою очередь, к
развитию способностей к индивидуальной
и
коллективной
научноисследовательской деятельности детей.
Цель программы: сформировать активную гражданскую позицию у
детей и подростков на основе любви к малой родине средствами туристскокраеведческой деятельности.
Задачи:
1.
Вовлекать обучающихся в активную практическую деятельность по
изучению истории Урала, города;
2. Сохранять и развивать традиции юных краеведов через:
- познавательную деятельность;
- просветительскую деятельность;
- учебно –исследовательскую и проектную деятельность.
3.
Развивать коммуникативные свойства личности, через совместную
деятельность, логическое и критическое мышление, пространственное
воображение;
4.
Овладевать технологиями туристско – краеведческой деятельности:
- принимать решения в сложных ситуациях, практико-ориентированными
знаниями и умениями
- основами безопасности жизнедеятельности.
5.
Формировать у детей представления о здоровье как об одной из
важнейших ценностей в жизни человека.
Реализация программы рассчитано на 1 год. Возраст обучающихся
11- 12 лет. В программе учтены основные идеи и положения программы
развития и формирования универсальных учебных действий и возрастные
особенности школьного возраста 5 классов, в рамках ФГОС НОО.
Образование
в
современных
условиях
призвано
обеспечить
функциональную грамотность и социальную адаптацию ребенка на основе
приобретенного им компетентного опыта в сфере учения, познания,
личностного развития, ценностных ориентаций и смысловое творчества. Это
предопределяет направленность обучения на формирование компетентной
личности, способной к самоопределению в информационном обществе, ясно
представляющей способы реализации выбранного пути.
Количество часов: в неделю 1, в год - 35 часов. Педагог имеет
возможность устанавливать продолжительность занятий с учётом местных
традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени
года
и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять
последовательность изучения тем
программы. Продолжительность
занятий не должна превышать одного академического часа на
теоретическую часть, одного академического часа на основу безопасности
жизнедеятельности и восьми часов на походы выходного дня.
Каждая тема занятий должна предполагать:
3

познавательно-творческую деятельность обучающихся (беседы о родном
крае, экскурсии в городской музей, в зооколлекцию МАУ ДО «ЦВР»,
встречи с интересными людьми, изготовление поделок из природного
материала, участие в городских и областных конкурсах);
спортивно - оздоровительную деятельность (физические упражнения,
подвижные игры, мини-соревнования, туристские и оздоровительные
прогулки, походы выходного дня). Большое внимание в программе уделено
организации туристского быта в полевых условиях, ориентированию на
местности в условиях своего микрорайона (школьного двора), города и
его
окрестностей;
формированию физкультурно-туристских знаний,
умений и навыков, обучению двигательным навыкам и действиям,
общему укреплению здоровья, развитию физических качеств (быстроты,
силы, выносливости, гибкости, координационных способностей и
скоростно-силовых качеств); овладению техникой преодоления простейших
естественных и искусственных препятствий во время экскурсий на
природу, туристских прогулок, походов выходного дня.
Организация оздоровительно-познавательной,
туристско-краеведческой
деятельности
должна строиться дифференцированно, с учётом
индивидуальных возрастных и половых особенностей школьников и
быть
личностно-ориентированной. Каждое мероприятие: туристская
прогулка, мини-соревнования, физические упражнения, экскурсия и прочие
должны предполагать общее оздоровительное, закаливающее воздействие
на организм обучающихся, нормализацию всех его функций.
Программой предусмотрена совместная деятельность детей и родителей в
период подготовки и проведения выставок, акций, походов, что содействует
становлению нравственных отношений, сочувствию и сопереживанию друг
за друга.
При выполнении некоторых видов работ по программе применяется
коллективный труд обучающихся. В
последнее время термины
«некоммуникабельность» и «эгоизм» могут быть применены для
характеристики многих детей, поскольку зачастую они единственные в
семье. Круг общения таких детей, в связи с занятостью родителей,
замыкается на телевизоре или компьютере. При коллективной форме работы
у детей создается заинтересованность общим делом, развивается умение
планировать свою деятельность с учетом общей цели. Большое влияние
коллективный труд оказывает на формирование доброжелательных,
толерантных взаимоотношений между детьми.
Важную роль играет и индивидуальный подход в реализации тех или иных
педагогических задач. Педагог должен учитывать индивидуальные
особенности и возможности каждого учащегося, обусловленные его
физическим обликом и свойствами нервной системы.
Программа предусматривает социальное партнерство: взаимодействие
историко-краеведческим музеем, школьными музеями города, городским
туристским клубом «Кедр».
4

Обучающиеся 1 года расширяют зону познания окружающего
мира, знакомятся с зелеными массивами своего района; совершают
походы по родному краю, ближайшим окрестностям своего населенного
пункта; они закрепляют и совершенствуют навыки здорового образа
жизни, охраны окружающей природной среды и безопасности
жизнедеятельности.
Содержание программы 3 года обучения предполагает расширить зону
познания о г. Новоуральске и его окрестностях, в конце курса проводятся
итоговые занятия в виде конференций (обязательно в полевых условиях, у
костра) каждый обучающийся объединения отчитываются
друг перед
другом о проделанной работе за год.
Программа также включает организационную работу обучающихся в
различных направлениях туристской, краеведческой, экологической
деятельности. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения
безопасности и предупреждения травматизма.
Педагогическая
эффективность
оздоровительно-познавательной,
туристско-краеведческой деятельности будет выше, если каждый
занимающий будет включаться в эту деятельность посредством выполнения
посильных его возрастным особенностям и индивидуальным творческим
способностям, мотивам и интересам игровых должностей (ролей):
организационно-хозяйственных (командир, физрук, мастер по ремонту,
завхоз по питанию, завхоз по снаряжению, санинструктор, и т.д.) и
познавательно - краеведческих (топограф, метеоролог, фотограф, геолог,
ботаник, гидролог, летописец, зоолог). При этом педагогу необходимо
формировать у воспитанников ответственное отношение к исполнению
должностно-ролевых обязанностей, коллективизм,
пунктуальность,
инициативность.
Программа предусматривает проведение психолого-педагогической
диагностики и тестирования занимающихся с целью наблюдения и контроля
за вливанием занятий оздоровительно-познавательным туризмом на их
организм и отслеживания динамики
развития
функциональных,
физических и творческих способностей детей.
В ходе освоения программы будут использоваться интегрированные
методы обучения:

проблемное обучение;

частично –поисковое, поисковая деятельность;

метод проектов.
Формы контроля:

промежуточный;

итоговый.
Форма организации:

индивидуальная (1-2 человека);

групповая.
5

Результатом прохождения курса является формирование знаний, умений и
навыков, а также морально-психологических принципов обучающихся в
области туристско-краеведческих исследований. Комплексная методика
туристских, краеведческих исследований разработана более детально, что
позволяет освоить необходимый набор знаний и умений; данная методика
соответствует квалификации помощника руководителя группы, а так же
участие в мини – соревнованиях для младших школьников в качестве судий.
Подведение итогов реализации программы проводится ежегодно.
Итоги подводятся при проведении степенных и категорийных походов,
туристско-краеведческих слетов, научно – практических конференций, на
соревнованиях по туристскому многоборью, викторинах, конкурсах, летних
туристских лагерях.
Личностные и метапредметные результаты освоение программы
Личностными результатами изучения курса
является формирование
следующих умений;

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки,
которые можно оценить как хорошие или плохие;

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для
всех правила поведения (основы общечеловеческих ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые
правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих УУД.
Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
педагога;

Проговаривать последовательность действий на занятии;

Учиться высказывать свое предположение на основе работы с
теоретической литературой;

Учиться работать по предложенному педагогам плану;

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

Учиться совместно с педагогами и другими обучающимися давать
эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.
Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью педагога;

Делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться в литературе;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
информацию, свой жизненный опыт, полученную на занятии;
6



Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы;
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
предметы и их образы
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи;
 Слушать и понимать речь других;
 Выразительно читать и пересказывать текст;
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в походе, в
группе и следовать им;
 Учиться выполнять различные роли в группе.
Календарно – тематическое планирование

№
занятия
1

Тема занятия
Введение
«Знакомство с туризмом»

Планируемая
дата занятия
Сентябрь

2

Экскурсии виртуальные и реальные
«Презентации»

Сентябрь

3

Краевед – сказочный следопыт
«Изучение родного края»

Сентябрь

4

Экскурсии по городу:
-экскурсия по ул. Ленина;
памятники города;
-архитектура учреждения культуры;
-образовательные учреждения.

Сентябрь

5

Физическая подготовка к туризму
 ПВД;
 соревнование по туризму;
 ориентирование.

Октябрь – май

6

Итоговое занятие
«Туристский праздник».

Май






7

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Количество часов

всего

1.

Введение

теория

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

7.09

беседа

практик
а

1

1

2

-

2

14.09
21.09

Практическ
ая работа

3

-

3

28.0912.10

тематическ
ий
контроль,
практическ
ая работа

3

-

3

19.10-2.11 тематическ
ий
контроль,
практическ
ая работа

«Знакомство с
туризмом»
2.

Экскурсии
виртуальные и
реальные
«Презентации»

3.

Краевед – сказочный
следопыт
«Изучение родного
края»

4.

Экскурсии по городу:
 -экскурсия по ул.
Ленина;
 памятники города;
 -архитектура
учреждения
культуры;
-образовательные

8

учреждения.

5.

Физическая
подготовка к туризму

24

1

23

9.11-17.05 Практическ
ая работа

1

-

1

24.05

34

2

32

 ПВД;
 соревнование по
туризму;
 ориентирование.
6.

Итоговое занятие
«Туристский
праздник».

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

тематическ
ий
контроль,
практическ
ая работа

Материально- техническое обеспечение.
- Медицинская аптечка - 1шт.
- Компас жидкостный - 12 шт.
- Бинокль - 1 шт.
- Лупа -10 шт.
- Учебные карты спортивного ориентирования – 15 шт.
- Наборы топографических знаков 20 шт.
- Рулетка мерная - 2шт.
- Бечевка (репшнур)-50 метров
- Гербарная папки, прессы, бланки - 15 шт.
- Фотоаппарат -1шт.
- Гербарий
- Коллекции насекомых
- Термометр воздушный - 1 шт.
- Термометр водный - 1 шт.
- Секундомер - 2 шт.
- РН - метр - 1 шт.
- Лопатки - 2 шт.
- Палатки - 3 шт.
- Котел - 1 шт.
- Костровое оборудование - 1 комплекта.
- Спальники - 12 шт.
9

- Рюкзаки - 12 шт.
- Коврики полиуретановые - 12 шт.

Список литературы
1. Альманах «Отечество» №7. М.: 32с.
2. Архипова Н.П. Географические открытия на Урале. Екатеринбург , 2001,
24с.
3. Закон об образовании РФ
4. Конвенция ООН о правах ребенка
5. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в
туристском путешествии – М.: 2001-72с.
6. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М.: 1995,64с.
7. Куликов В.М. Походная туристская игротека – М.: 1991-79с.
8. Курилова В.И. Туризм: учебное пособие – М: Просвещение
9. Митраков В.К. Колейдоскоп туристических игр – Михайловка: 2000-45с.
10. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь – справочник.- М.: Мысль,
1990-657с.
11. Усыскин Т.С. В классе, в парке, в лесу. М.:1996,24с.
12. Уховский Ф.С. Уроки Ориентирования -М.: ЦДЮТ МО РФ, 1995-32с.
Яблоков А.В., Остроумов С.А. Охрана живой природы. Проблемы и
перспективы. М.: Лесная промышленность, 1983, 269с
Технические средства обучения: проектор, компьютер, принтер.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».