Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Методическом совете от «27» августа 2024 г. протокол № 4 Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «30»августа 2024 г. № 71 Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЕ УРАЛОВЕДЫ» Возраст обучающихся: 11-12 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Кочурова Э.Н. г. Новоуральск, 2024 г. 1 Содержание программы Сегодняшнему поколению людей приходится решать проблему сохранения здоровья как природы, так и человека. Общество имеет небольшие знания о родном крае, ограниченное взаимодействие с природой. Восстановить гармонию между человеком и природой могут лишь люди, умеющие чувствовать природу, хорошо знающие окружающий мир. Поколения людей, воспитанные на подобных идеях, мало ценят и плохо берегут природу, не осознавая ее своим домом, не понимая многогранных взаимосвязей природы и человека. Для того чтобы изменить сложившуюся экологическую ситуацию, необходимо развивать понимание величайшей ценности природы, формировать личностное, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, умение жить в гармонии с природой и использовать на благо ее бесценные дары. Непозволительно мало знать о родном крае – о травах, растущих у нас под ногами, о птицах, поющих над головой, а также о мире других существ, живущих по соседству с нами. Необходимо научиться слушать, слышать, общаться, высказывается, увидеть прекрасное. В настоящее время в сфере биологии и географии существует ряд программ, которые помогают сформировать у ребят общий кругозор. Однако, те знания по биологии и географии, которые получают учащиеся в школе, максимально теоритизированы, страдают отсутствием практических навыков, оторваны от местной действительности, что подтверждает актуальность программы «Юные Ураловеды». Данная программа основывается на рекомендации программ Министерства образования РФ «Туристы-экологи», «Младшие инструктора по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке», Москва, 2001. В вышеперечисленных программах хорошо рассмотрены вопросы туристской направленности. Такие блоки, как «Подготовка путешествия», «Походное путешествие», «Организация питания», «Привалы и ночлеги», «Туристский быт и т.д. соответствуют принятым государственным стандартам, поэтому вышеупомянутый ряд тем вошел в данную составительскую программу. Тем не менее, содержание теоретических и практических занятий разработано самим составителем, изменены районы проведения экспедиций и объекты исследований. Разработан и внесён новый блок занятий «Основы безопасности жизнедеятельности», поскольку физическая подготовка позволяет детям лучше приспособиться к походам дальнего следования: (пеший туризм, лыжный туризм, горный туризм, ориентирование). Предложенная программа способствует формированию и развитию творческих способностей учащихся, приобретению организаторских навыков, навыков поисковой работы, коммуникативных умений. Приобщение обучающихся к истории родного города, позволят им использовать полученные знания и умения на уроках. 2 Сочетание теоретических знаний и практических умений позволит выйти на развитие познавательного интереса, ведущего, в свою очередь, к развитию способностей к индивидуальной и коллективной научноисследовательской деятельности детей. Цель программы: сформировать активную гражданскую позицию у детей и подростков на основе любви к малой родине средствами туристскокраеведческой деятельности. Задачи: 1. Вовлекать обучающихся в активную практическую деятельность по изучению истории Урала, города; 2. Сохранять и развивать традиции юных краеведов через: - познавательную деятельность; - просветительскую деятельность; - учебно –исследовательскую и проектную деятельность. 3. Развивать коммуникативные свойства личности, через совместную деятельность, логическое и критическое мышление, пространственное воображение; 4. Овладевать технологиями туристско – краеведческой деятельности: - принимать решения в сложных ситуациях, практико-ориентированными знаниями и умениями - основами безопасности жизнедеятельности. 5. Формировать у детей представления о здоровье как об одной из важнейших ценностей в жизни человека. Реализация программы рассчитано на 1 год. Возраст обучающихся 11- 12 лет. В программе учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий и возрастные особенности школьного возраста 5 классов, в рамках ФГОС НОО. Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию ребенка на основе приобретенного им компетентного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и смысловое творчества. Это предопределяет направленность обучения на формирование компетентной личности, способной к самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей способы реализации выбранного пути. Количество часов: в неделю 1, в год - 35 часов. Педагог имеет возможность устанавливать продолжительность занятий с учётом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы. Продолжительность занятий не должна превышать одного академического часа на теоретическую часть, одного академического часа на основу безопасности жизнедеятельности и восьми часов на походы выходного дня. Каждая тема занятий должна предполагать: 3 познавательно-творческую деятельность обучающихся (беседы о родном крае, экскурсии в городской музей, в зооколлекцию МАУ ДО «ЦВР», встречи с интересными людьми, изготовление поделок из природного материала, участие в городских и областных конкурсах); спортивно - оздоровительную деятельность (физические упражнения, подвижные игры, мини-соревнования, туристские и оздоровительные прогулки, походы выходного дня). Большое внимание в программе уделено организации туристского быта в полевых условиях, ориентированию на местности в условиях своего микрорайона (школьного двора), города и его окрестностей; формированию физкультурно-туристских знаний, умений и навыков, обучению двигательным навыкам и действиям, общему укреплению здоровья, развитию физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей и скоростно-силовых качеств); овладению техникой преодоления простейших естественных и искусственных препятствий во время экскурсий на природу, туристских прогулок, походов выходного дня. Организация оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой деятельности должна строиться дифференцированно, с учётом индивидуальных возрастных и половых особенностей школьников и быть личностно-ориентированной. Каждое мероприятие: туристская прогулка, мини-соревнования, физические упражнения, экскурсия и прочие должны предполагать общее оздоровительное, закаливающее воздействие на организм обучающихся, нормализацию всех его функций. Программой предусмотрена совместная деятельность детей и родителей в период подготовки и проведения выставок, акций, походов, что содействует становлению нравственных отношений, сочувствию и сопереживанию друг за друга. При выполнении некоторых видов работ по программе применяется коллективный труд обучающихся. В последнее время термины «некоммуникабельность» и «эгоизм» могут быть применены для характеристики многих детей, поскольку зачастую они единственные в семье. Круг общения таких детей, в связи с занятостью родителей, замыкается на телевизоре или компьютере. При коллективной форме работы у детей создается заинтересованность общим делом, развивается умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование доброжелательных, толерантных взаимоотношений между детьми. Важную роль играет и индивидуальный подход в реализации тех или иных педагогических задач. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого учащегося, обусловленные его физическим обликом и свойствами нервной системы. Программа предусматривает социальное партнерство: взаимодействие историко-краеведческим музеем, школьными музеями города, городским туристским клубом «Кедр». 4 Обучающиеся 1 года расширяют зону познания окружающего мира, знакомятся с зелеными массивами своего района; совершают походы по родному краю, ближайшим окрестностям своего населенного пункта; они закрепляют и совершенствуют навыки здорового образа жизни, охраны окружающей природной среды и безопасности жизнедеятельности. Содержание программы 3 года обучения предполагает расширить зону познания о г. Новоуральске и его окрестностях, в конце курса проводятся итоговые занятия в виде конференций (обязательно в полевых условиях, у костра) каждый обучающийся объединения отчитываются друг перед другом о проделанной работе за год. Программа также включает организационную работу обучающихся в различных направлениях туристской, краеведческой, экологической деятельности. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма. Педагогическая эффективность оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой деятельности будет выше, если каждый занимающий будет включаться в эту деятельность посредством выполнения посильных его возрастным особенностям и индивидуальным творческим способностям, мотивам и интересам игровых должностей (ролей): организационно-хозяйственных (командир, физрук, мастер по ремонту, завхоз по питанию, завхоз по снаряжению, санинструктор, и т.д.) и познавательно - краеведческих (топограф, метеоролог, фотограф, геолог, ботаник, гидролог, летописец, зоолог). При этом педагогу необходимо формировать у воспитанников ответственное отношение к исполнению должностно-ролевых обязанностей, коллективизм, пунктуальность, инициативность. Программа предусматривает проведение психолого-педагогической диагностики и тестирования занимающихся с целью наблюдения и контроля за вливанием занятий оздоровительно-познавательным туризмом на их организм и отслеживания динамики развития функциональных, физических и творческих способностей детей. В ходе освоения программы будут использоваться интегрированные методы обучения: проблемное обучение; частично –поисковое, поисковая деятельность; метод проектов. Формы контроля: промежуточный; итоговый. Форма организации: индивидуальная (1-2 человека); групповая. 5 Результатом прохождения курса является формирование знаний, умений и навыков, а также морально-психологических принципов обучающихся в области туристско-краеведческих исследований. Комплексная методика туристских, краеведческих исследований разработана более детально, что позволяет освоить необходимый набор знаний и умений; данная методика соответствует квалификации помощника руководителя группы, а так же участие в мини – соревнованиях для младших школьников в качестве судий. Подведение итогов реализации программы проводится ежегодно. Итоги подводятся при проведении степенных и категорийных походов, туристско-краеведческих слетов, научно – практических конференций, на соревнованиях по туристскому многоборью, викторинах, конкурсах, летних туристских лагерях. Личностные и метапредметные результаты освоение программы Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений; Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех правила поведения (основы общечеловеческих ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога; Проговаривать последовательность действий на занятии; Учиться высказывать свое предположение на основе работы с теоретической литературой; Учиться работать по предложенному педагогам плану; Учиться отличать верно выполненное задание от неверного; Учиться совместно с педагогами и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, свой жизненный опыт, полученную на занятии; 6 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы; Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; Слушать и понимать речь других; Выразительно читать и пересказывать текст; Совместно договариваться о правилах общения и поведения в походе, в группе и следовать им; Учиться выполнять различные роли в группе. Календарно – тематическое планирование № занятия 1 Тема занятия Введение «Знакомство с туризмом» Планируемая дата занятия Сентябрь 2 Экскурсии виртуальные и реальные «Презентации» Сентябрь 3 Краевед – сказочный следопыт «Изучение родного края» Сентябрь 4 Экскурсии по городу: -экскурсия по ул. Ленина; памятники города; -архитектура учреждения культуры; -образовательные учреждения. Сентябрь 5 Физическая подготовка к туризму ПВД; соревнование по туризму; ориентирование. Октябрь – май 6 Итоговое занятие «Туристский праздник». Май 7 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Количество часов всего 1. Введение теория Дата изучения Виды, формы контроля 7.09 беседа практик а 1 1 2 - 2 14.09 21.09 Практическ ая работа 3 - 3 28.0912.10 тематическ ий контроль, практическ ая работа 3 - 3 19.10-2.11 тематическ ий контроль, практическ ая работа «Знакомство с туризмом» 2. Экскурсии виртуальные и реальные «Презентации» 3. Краевед – сказочный следопыт «Изучение родного края» 4. Экскурсии по городу: -экскурсия по ул. Ленина; памятники города; -архитектура учреждения культуры; -образовательные 8 учреждения. 5. Физическая подготовка к туризму 24 1 23 9.11-17.05 Практическ ая работа 1 - 1 24.05 34 2 32 ПВД; соревнование по туризму; ориентирование. 6. Итоговое занятие «Туристский праздник». ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ тематическ ий контроль, практическ ая работа Материально- техническое обеспечение. - Медицинская аптечка - 1шт. - Компас жидкостный - 12 шт. - Бинокль - 1 шт. - Лупа -10 шт. - Учебные карты спортивного ориентирования – 15 шт. - Наборы топографических знаков 20 шт. - Рулетка мерная - 2шт. - Бечевка (репшнур)-50 метров - Гербарная папки, прессы, бланки - 15 шт. - Фотоаппарат -1шт. - Гербарий - Коллекции насекомых - Термометр воздушный - 1 шт. - Термометр водный - 1 шт. - Секундомер - 2 шт. - РН - метр - 1 шт. - Лопатки - 2 шт. - Палатки - 3 шт. - Котел - 1 шт. - Костровое оборудование - 1 комплекта. - Спальники - 12 шт. 9 - Рюкзаки - 12 шт. - Коврики полиуретановые - 12 шт. Список литературы 1. Альманах «Отечество» №7. М.: 32с. 2. Архипова Н.П. Географические открытия на Урале. Екатеринбург , 2001, 24с. 3. Закон об образовании РФ 4. Конвенция ООН о правах ребенка 5. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии – М.: 2001-72с. 6. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М.: 1995,64с. 7. Куликов В.М. Походная туристская игротека – М.: 1991-79с. 8. Курилова В.И. Туризм: учебное пособие – М: Просвещение 9. Митраков В.К. Колейдоскоп туристических игр – Михайловка: 2000-45с. 10. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь – справочник.- М.: Мысль, 1990-657с. 11. Усыскин Т.С. В классе, в парке, в лесу. М.:1996,24с. 12. Уховский Ф.С. Уроки Ориентирования -М.: ЦДЮТ МО РФ, 1995-32с. Яблоков А.В., Остроумов С.А. Охрана живой природы. Проблемы и перспективы. М.: Лесная промышленность, 1983, 269с Технические средства обучения: проектор, компьютер, принтер. 10