Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Методическом совете от «27» августа 2024г. протокол № 4 Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «30»августа 2024 г. №71 Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФУРГОНЧИК» Возраст обучающихся: 10 -17 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Мишарина Е.В. г. Новоуральск, 2024 г. Содержание программы обучения Основные формы работы: урок-беседа (введение); тренинг; игра-экспромт; конкурс-экспромт; занятие-импровизация; театральная и музыкальная игра; занятиерепетиция; сюжетная игра; занятия по принципу подражания; открытые занятия; генеральные репетиции; публичный показ. Воспитательные формы работы внутри коллектива: беседы, посещение самодеятельных театральных коллективов, совместные праздники и утренники с родителями, творческие конкурсы, индивидуальная работа с родителями, анкетирование, приглашения на открытые занятия и публичные выступления. Различные формы работы направлены на сплочение детей в дружный творческий коллектив. Условия реализации программы: применение различных методов и приемов обучения, использование разнообразных форм, наличие сценарного материала (мини-спектакли, мини-сказки, инсценировки, миниатюры и т.д.), наличие отдельной сценической площадки, наличие аудио-видео аппаратуры, театральных костюмов, реквизитов и декораций, создание психологического комфорта. Программа включает в себя несколько разделов: 1 раздел: «Техника и дикция речи» – объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, голосового диапазона, четкой дикции, правильной артикуляции. Теория: Введение. Что такое сценическая речь? Практика: Упражнения на развитие речи, постановки голосового диапазона и дыхания, артикуляции. Упражнения со скороговорками. Скороговорки. 2 раздел: «Сценическое движение» – включает в себя комплексные, ритмические, пластические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей, владение телом в сценическом пространстве. Теория: Введение. «Что такое сценическое движение?» Оправданность передвижений. О выборе нахождения персонажа в сценическом пространстве. Практика: Ритмические, музыкальные, пластические игры. Упражнения на развитие двигательных способностей: ловкости и подвижности. Упражнения на оправданность передвижений. 3 раздел: «Театральная игра» – предусматривает приобретение умений и навыков, развитие игрового поведения в вымышленных условиях аналогично жизненным обстоятельствам. Теория: Простейшие понятия о законах сцены. Практика: Упражнения на развитие фантазии и воображения. Кинолента видения. Распределение ролей и читка по ролям. Пробные этюды: «Я в предлагаемых обстоятельствах». Знакомство со сценарием, распределение и читка по ролям, инсценировка. Театральные игры. Тематическое планирование № Разделы и темы занятий Часы Всего Теория Практика Техника и дикция речи 1. Организационное занятие. О правилах поведения. Знакомство. 1 1 2. Введение. Что такое тренинг, сценическая речь. Знакомство со скороговоркой. Конкурс скороговорок. 1 0,5 0,5 3. Тренинг – дикция речи. Речевые навыки: постановки голоса, дыхание, артикуляция, голосовой диапазон.Конкурс – экспромт на лучшего чтеца. 2 1 1 4. Введение. Малые театрализованные формы: сценки, инсценировки. Распределение по ролям и читка по ролям. Работа с текстом и анализ текста. 2 1 1 5. Стихотворный текст. Работа с текстом. Видение. Кинолента видения. Выразительность, интонация, логика. 2 1 1 6. Занятие – репетиция. 4 4 7. Контрольное занятие. 1 1 Итого 13 4,5 8,5 1. Упражнения на развитие двигательных способностей: ловкости и подвижности. 2 1 1 2. Упражнения на снятие напряженности и расслабление мышц. Упражнения на снятие раскованности. 3 1 2 3. Музыкальные, пластические и ритмические игры. 2 4. Упражнения на координацию движения, оправданность передвижений. Выбор нахождения персонажа в сценическом пространстве. Мизансцены. 2 5. Контрольное занятие. 1 Сценическое движение Итого 10 2 1 1 1 3 7 Театральная игра 1. Тренинг. Упражнения на развитие фантазии и воображения. Кинолента видения. 1 1 2. Инсценированная сказка. Распределение по ролям. Читка по ролям. Характер персонажа. Работа с текстом. 1 1 3. Игра-путешествие по театру (экскурсия). 1 1 4. Игра «Театр-экспромт». Театральные игры. 2 2 5. Имитация поведения животных. 1 1 6. Пробные этюды «Я в предлагаемых обстоятельствах» 1 1 7. Репетиционный период. 2 2 8. Контрольное занятие. 1 1 9. Публичный показ. 1 1 Итого 11 11 Всего часов 34 34 Планируемые результаты освоения курса Ожидаемые результаты: правильно выполнять упражнения на постановку голоса, дыхания, артикуляции и правильной дикции речи; выполнять упражнения на развитие воображения, фантазии, памяти; владеть речевым общением и словесным действием; находить верное поведение в предлагаемых обстоятельствах; уметь сочетать сценическую речь со сценическим движением; уметь раскрепощаться перед публикой и взаимодействовать с коллективом. Результатом работы коллектива является публичное выступление в качестве ведущих или сценического образа. Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. - Развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...). - Формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…"), переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…). Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий. - Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией. - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. - Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных, рисунков, схематических рисунков, схем. Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений: - Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о видах декоративно-прикладного искусства и важности правильного выбора профессии. - Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности. - Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. Литература: https://emdt.ru/bez-antrakta/akterskoe-iskusstvo/ https://nsportal.ru/kultura/teatralnoe-iskusstvo/library/2020/10/10/programmatvorcheskogo-obedineniya-shkola https://pandia.ru/text/78/231/51087.php Гридин А.В. Феникс, 2022 Соловьева Л.В. Я научу вас говорить. М.: Палея, 2004 Соловьева Л.В. Говори свободно. М.: Палея, 2005 Феофанова И. Актёрский тренинг для детей, 2011