Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Методическом совете от «7» августа 2024 г. протокол № 4 Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «30» августа 2024 г. № 71 Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования Программа курса внеурочной деятельности «СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА» Возраст обучающихся: 10 -13 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Мишарина Е.В. г. Новоуральск, 2024 г. Содержание программы № Раздел, содержание 1 Введение. Организационное занятие. Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты. Раздел 1 Секреты устной речи (Фонетика. Интонация) (6 ч) Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Для чего используют звуковые повторы в речи. Фонетический разбор и его особенности. Гласные. Согласные. Какова роль интонации в устной речи. Обобщающее занятие «Кто говоритсеет, кто слушаетсобирает» Раздел 2 Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) (8 ч) О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова? Этимология слов. Работа со словарями. Морфемный и словообразовательный 2 3 Количество часов теория практика Формы организации занятий Фронтальная, индивидуальная Основные виды учебной деятельности Анкетирование 1 - 3 3 Фронтальная, индивидуальная, групповая Работа с карточками, работа с эталоном фонетического разбора, соревнование «Лучший фонетический разбор», выразительное чтение 4 4 Фронтальная, индивидуальная, групповая Конструирование слов по словообразовательным моделям, дискуссия, работа со словарями, практическая творческая работа «Паспорт слова», публичная презентация 4 5 6 разбор. Составление паспорта слова. Сказочные превращения. Презентация творческой работы. Раздел3. Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5 ч) Зачем нужно знать алфавит? В чём секрет правописания морфем? Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания? Пунктуационный разбор. «Не пером пишут – умом». Секреты письма. Бенефис знаний. Раздел 4 Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч) На какие группы делится словарный состав русского языка? В чём особенность употребления слова в художественном тексте? О чём рассказывают фразеологизмы? Словарь фразеологизмов. Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа. Раздел 5 Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6 ч) Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи? В чём секрет глагола и его форм? Как отличать грамматические омонимы? Какими бывают предложения? 2 3 Фронтальная, индивидуальная, групповая Дискуссия, составление кластера, пунктуационный разбор предложений и текста, составление памятки «Не пером пишут – умом», бенефис знаний (творческий отчёт по теме) 3 2 Фронтальная, индивидуальная, групповая Составление «словарного древа», дискуссия, лекция, беседа, работа со словарём, самостоятельное составление словарной статьи, разгадывание ребусов, анаграмм, игра «Узнай слово», лексический анализ отрывков художественных произведений 3 3 Фронтальная, индивидуальная, групповая Лекция, беседа по вопросам, дискуссия, словарная работа, диктант, сочинениерассуждение, тест. 7 8 «Грамматике учиться всегда пригодится». Мониторинг проверки знаний. Раздел 6 Речевой этикет (2 ч) Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета. Раздел 7 Обобщающие занятия. (1 ч) Защита проектов. Подводится итог знаний и навыков, полученных за год, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. На занятиях проводится мониторинг, подтверждающий знания, умения и навыки, которые получили дети на занятиях. Итого 1 1 Групповая - 1 Групповая, индивидуальная 17 17 Работа с раздаточным материалом, анализ новой информации, составление памятки, составление речевых моделей, формул, публичная защита группового проекта Аукцион знаний Планируемые результаты в соответствии с требованиями ФГОС: Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Календарно-тематическое планирование (34 ч.) 2024-2025 учебный год № Тема Кол-во часов 1 Организационное занятие Секреты устной речи (Фонетика. Интонация) (7 ч) Почему не всегда совпадает звучание и написание слова Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи Занятие-игра «Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает» Секреты русского словообразования. Словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему меняется морфемный состав слова? Что на это влияет? Загадки русского словообразования (Морфемика. Словообразование. Этимология) (8 ч) Этимология слова. Работа со словарями. Игра «Сказочные превращения» (изменения слов). Работа со словообразовательным словарём. Презентации творческих работ по теме «Морфемика. Словообразование. Этимология» Секреты письменной речи. Зачем надо знать алфавит? В чём секрет правописания морфем? Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания? «Не пером пишут – умом». Тайны письма. «Бенефис знаний» Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация) (5 ч) Зачем нужна пунктуация? Секреты знаков препинания в конце предложения. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания? Письма без слов – это возможно? Игра «Умники и умницы» Тайны русского слова (Лексика. Фразеология) (5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 ч) На какие группы делится словарный состав русского языка В чём особенность употребления слова в художественном тексте. О чём рассказывают фразеологизмы. Словари фразеологизмов Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа (лексический анализ отрывков художественных произведений) Секреты морфологии и синтаксиса (Морфология. Синтаксис) (6 ч) Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи? Чем отличаются друг от друга несклоняемые части речи? Как отличать грамматические омонимы? Словарь омонимов. Какими бывают предложения? Мониторинг проверки знаний. Тест. «Грамматике учиться всегда пригодится». Сочинениерассуждение. Речевой этикет (3 ч) Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета. Практическая работа. Обобщающее занятие (1 ч) Аукцион знаний. Защита проектов. Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Список литературы и электронные ресурсы Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.- Москва, Просвещение, 2000г Волина В.В. Весёлая грамматика. - Москва, Знание, 2005г Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка. - Москва, Мнемозина, 2007г Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова. - Ростов –на – Дону, 2007г Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д. Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. - Дрофа. 2007 Шанский Н.М. Лингвистические детективы. - Москва. Дрофа.2007 Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. - Москва. Дрофа.2007 Панов М.В. Занимательная орфография.- Москва Просвещение. 1981 Тумина Л.Е. Сочини сказку. - Москва. Дрофа.2006. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно.- Айрис-пресс. 2016. https://dzen.ru/a/Y-ASaX2SIFilfSQC https://www.youtube.com/channel/UCMQw66i0vaEgJUucWQEEnjA https://moslingvist.ru/5_klass/orfografiya_punktuaciya_leksika_i_frazeologiya_obobwenie_i_povtorenie_izuc hennogo/