РП_ВД_Занимательная история_ООО

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на Методическом совете
от «27» августа 2024 г.
протокол № 4

Утверждена приказом
директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «30»августа 2024 г. № 71

Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ»
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Шильков М.И.

г. Новоуральск,
2024 г.

Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Знакомство с историей. (4 часов)
Вводное занятие.
Как изучают историю? Исторические источники, их виды и работа с ними. Вспомогательные
исторические науки: археология, архивоведение, сфрагистика, нумизматика и другие.
Археология и ее значение для истории.
История и историки. Ложь, вымысел и заблуждение в исторической науке.
Раздел 2. Тайны первобытного мира (8 часов)
Археологические и этнографические источники знаний о первобытном человеке (стоянки,
захоронения, предметы быта и ритуалов, образцы пещерной живописи).
Особенности мировоззрения первобытного человека: тотемизм, фетишизм, анимизм.
Как рождаются мифы. Понятие «миф». Виды мифов. Что побуждает творить миф? Первобытные
культы: духи и жертвы. Почему сказки сохранили память о первобытной эпохе? Сказочные герои.
Сказочные миры. Основные сказочные сюжеты. Древнерусские сказки и их образы.
Особенности первобытного искусства. Магическое воздействие на природу. Наскальные
изображения и керамика. Начало художественного освоения мира — величайшее открытие
первобытного человека. Первобытная скульптура, примитивность и обобщенность форм.
Первобытная наскальная живопись, условность знаков-петроглифов. Археологические находки на
территории России. Открытие образцов пещерной живописи. Существование форм первобытного
искусства в современной культуре народов Африки и Океании.
Изобретения первобытной эпохи. Эволюция орудий труда. Освоение огня.
Раздел 3. Материальная жизнь и повседневность в эпоху великих цивилизаций древности
(3 часов)
Возникновение производящего хозяйства.
Как менялась повседневная жизнь в истории человечества. Быт, чистота и гигиена в разные эпохи.
Появление представлений о гигиене: священная чистота. Медицина. Возникновение и функции
одежды в первобытную эпоху.
Раздел 4. Духовная жизнь в древности (4 часов)
Культура Древнего Египта. Религия древних египтян. Мифология. Мифы об Осирисе. Значение
Нила в жизни Древнего Египта. Представления древних египтян о смерти.
Достижения художественной культуры Древнего Египта: пирамиды, храмы, гробницы,
скульптура, живопись. Крупнейшие культурные и религиозные центры Древнего Египта
(Гелиополь, Фивы, Мемфис, Карнак, Луксор).
Библейские сказания и библейская мифология.
Мудрецы Востока. Конфуций - древний мыслитель и философ. Учение. Пять постоянств
праведного человека. Письменные памятники.
Раздел 5. Древняя история Европы (7 часов)
Критская (Минойская) и Микенская цивилизации и время их существования. Обнаружение
древнекритской цивилизации. Кносский дворец и его устройство. Роль дворца в жизни древних
критян. Как возникла легенда о лабиринте и Минотавре? Хозяйство Древнего Крита. Положение
женщины на Древнем Крите. Религия древних критян. Тавромахия.
Эволюция списка чудес света. Классический список семи чудес света. Пирамида Хеопса. Висячие
сады. Семирамиды. Статуя Зевса в Олимпии. Храм Артемиды в Эфесе. Мавзолей в Галикарнасе.
Колосс Родосский. Александрийский маяк.
Загадка Атлантиды: Платон и возникновение легенды об Атлантиде. Смысл мифа об Атлантиде.
Восприятие мифа об Атлантиде в различные эпохи. Поиски Атлантиды.
Проблема реальности Иисуса Христа. Евангелие – как исторический источник. Христианская
мифология и догматика. Рим и германцы: «Записки о Галльской войне» Ю. Цезаря.
Закат великой империи
Раздел 6. Затерянные во времени: малоизвестные цивилизации древности (7 часов)
Хеттская держава. Древние скифы. Загадочные кельты. Жизнь в Великой Степи (гунны).
Знаменитые женщины древности. Неизвестные имена: кто остается за страницами учебников.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Урок-дискуссия (круглый стол), «мозговой штурм», написание мини-сочинений, групповые
формы работы, беседы, творческие задания, игры «Колесо истории», «Звездный час», «Умники и
умницы», тесты, работа с источниками, просмотр и обсуждение видеофильмов, фильмов.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Познавательная, игровая деятельность, проблемно-ценностное общение, художественное
творчество, досугово - развлекательная деятельность.

1. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности.

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения курса внеурочной
деятельности:
Личностные:
 проявление интереса к изучению истории, овладение навыками самостоятельной работы,
 освоение гуманистических традиций и ценностей общества, представление о правах и
свободах человека;
 осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
 понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов,
толерантность.
Метапредметные:
 Вступать в общение;
 овладение способностями оценивать результат и делать выбор;
 способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную,
общественную и др.;
 владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать
современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
 способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
 готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. способность
сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и
др.
Предметные:
в результате освоения представленной программы учащиеся должны освоить такие компетенции,
как:
 знание основных и второстепенных исторических терминов и понятий;
 использование практических навыков и умений в разнообразных видах деятельности.
 знание основных событий всемирной истории первобытного периода и периода древности;
 уметь анализировать различные исторические источники и извлекать из них информацию;
 уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, народов и
поколений;
 овладеть приемами работы с книгой;
 уметь сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них
общее и различия;
 уметь видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
 уметь высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия
древних обществ в мировой истории

2. Тематическое планирование
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Итог: 34

Тема курса внеурочной деятельности

Теоретическ
ая часть, час.

Практичес
кая часть,
час.

Итого,
часов

Раздел 1. Знакомство с историей. (4 часов)
Вводное занятие
1
1
Археология и ее значение для истории
1
1
Исторические источники и их виды
1
1
История и историки
1
1
Раздел 2. Тайны первобытного мира (8 часов)
Археологическая история первобытности
1
1
Сказки и легенды народов мира: главные сюжеты
1
1
Мифология древних славян и русские народные
1
1
сказки: память об общем прошлом
Первобытное искусство: мир глазами наших
1
1
предков.
Живописные сенсации: сюжеты и смыслы
0,5
0,5
1
Первобытность на территории России.
1
1
Древнейшие корни современной живописи
1
1
Технические загадки древнейших эпох
1
1
Раздел 3. Материальная жизнь и повседневность в эпоху великих цивилизаций древности
(3 часов)
«Неолитическая» революция.
1
1
Как менялась повседневная жизнь в истории
1
1
человечества
Красота и мода в древности
1
1
Раздел 4. Духовная жизнь в древности (4 часов)
Религиозная жизнь египетского общества
1
1
Художественная культура Египта: каноны вечности 0,5
0,5
1
Библейские мифы – как исторический источник
0,5
0,5
1
Великие мудрецы Китая
0,5
0,5
1
Раздел 5. Древняя история Европы (7 часов)
Загадки Кносского дворца: где обитал Минотавр
1
1
Религиозные верования критян. Тайны тавромахии. 1
1
Миф об Атлантиде в истории и культуре
1
1
человечества
Семь чудес света
1
1
Загадки этрусской цивилизации
1
1
Евангелие – как исторический источник
0,5
0,5
1
Рим и германцы: «Записки о Галльской войне»
0,5
0,5
1
Раздел 6. Затерянные во времени (7 часов)
Забытые государства Ближнего Востока
1
1
Хетты - могучие противники Египта
1
1
Скифы и сарматы в античный период
0,5
0,5
1
Тайны кельтов
1
1
Великая Степь и ее обитатели
1
1
Великие женщины древности
1
1
Кто остался за страницами учебников…
1
1
Подведение итогов(1 час)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».