Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Методическом совете от «27» августа 2024 г. протокол № 4 Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «30»августа 2024 г. № 71 Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ» Возраст обучающихся: 11-12 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Шильков М.И. г. Новоуральск, 2024 г. Содержание учебного курса внеурочной деятельности Раздел 1. Знакомство с историей. (4 часов) Вводное занятие. Как изучают историю? Исторические источники, их виды и работа с ними. Вспомогательные исторические науки: археология, архивоведение, сфрагистика, нумизматика и другие. Археология и ее значение для истории. История и историки. Ложь, вымысел и заблуждение в исторической науке. Раздел 2. Тайны первобытного мира (8 часов) Археологические и этнографические источники знаний о первобытном человеке (стоянки, захоронения, предметы быта и ритуалов, образцы пещерной живописи). Особенности мировоззрения первобытного человека: тотемизм, фетишизм, анимизм. Как рождаются мифы. Понятие «миф». Виды мифов. Что побуждает творить миф? Первобытные культы: духи и жертвы. Почему сказки сохранили память о первобытной эпохе? Сказочные герои. Сказочные миры. Основные сказочные сюжеты. Древнерусские сказки и их образы. Особенности первобытного искусства. Магическое воздействие на природу. Наскальные изображения и керамика. Начало художественного освоения мира — величайшее открытие первобытного человека. Первобытная скульптура, примитивность и обобщенность форм. Первобытная наскальная живопись, условность знаков-петроглифов. Археологические находки на территории России. Открытие образцов пещерной живописи. Существование форм первобытного искусства в современной культуре народов Африки и Океании. Изобретения первобытной эпохи. Эволюция орудий труда. Освоение огня. Раздел 3. Материальная жизнь и повседневность в эпоху великих цивилизаций древности (3 часов) Возникновение производящего хозяйства. Как менялась повседневная жизнь в истории человечества. Быт, чистота и гигиена в разные эпохи. Появление представлений о гигиене: священная чистота. Медицина. Возникновение и функции одежды в первобытную эпоху. Раздел 4. Духовная жизнь в древности (4 часов) Культура Древнего Египта. Религия древних египтян. Мифология. Мифы об Осирисе. Значение Нила в жизни Древнего Египта. Представления древних египтян о смерти. Достижения художественной культуры Древнего Египта: пирамиды, храмы, гробницы, скульптура, живопись. Крупнейшие культурные и религиозные центры Древнего Египта (Гелиополь, Фивы, Мемфис, Карнак, Луксор). Библейские сказания и библейская мифология. Мудрецы Востока. Конфуций - древний мыслитель и философ. Учение. Пять постоянств праведного человека. Письменные памятники. Раздел 5. Древняя история Европы (7 часов) Критская (Минойская) и Микенская цивилизации и время их существования. Обнаружение древнекритской цивилизации. Кносский дворец и его устройство. Роль дворца в жизни древних критян. Как возникла легенда о лабиринте и Минотавре? Хозяйство Древнего Крита. Положение женщины на Древнем Крите. Религия древних критян. Тавромахия. Эволюция списка чудес света. Классический список семи чудес света. Пирамида Хеопса. Висячие сады. Семирамиды. Статуя Зевса в Олимпии. Храм Артемиды в Эфесе. Мавзолей в Галикарнасе. Колосс Родосский. Александрийский маяк. Загадка Атлантиды: Платон и возникновение легенды об Атлантиде. Смысл мифа об Атлантиде. Восприятие мифа об Атлантиде в различные эпохи. Поиски Атлантиды. Проблема реальности Иисуса Христа. Евангелие – как исторический источник. Христианская мифология и догматика. Рим и германцы: «Записки о Галльской войне» Ю. Цезаря. Закат великой империи Раздел 6. Затерянные во времени: малоизвестные цивилизации древности (7 часов) Хеттская держава. Древние скифы. Загадочные кельты. Жизнь в Великой Степи (гунны). Знаменитые женщины древности. Неизвестные имена: кто остается за страницами учебников. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ Урок-дискуссия (круглый стол), «мозговой штурм», написание мини-сочинений, групповые формы работы, беседы, творческие задания, игры «Колесо истории», «Звездный час», «Умники и умницы», тесты, работа с источниками, просмотр и обсуждение видеофильмов, фильмов. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Познавательная, игровая деятельность, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, досугово - развлекательная деятельность. 1. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности. Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения курса внеурочной деятельности: Личностные: проявление интереса к изучению истории, овладение навыками самостоятельной работы, освоение гуманистических традиций и ценностей общества, представление о правах и свободах человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные: Вступать в общение; овладение способностями оценивать результат и делать выбор; способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др. Предметные: в результате освоения представленной программы учащиеся должны освоить такие компетенции, как: знание основных и второстепенных исторических терминов и понятий; использование практических навыков и умений в разнообразных видах деятельности. знание основных событий всемирной истории первобытного периода и периода древности; уметь анализировать различные исторические источники и извлекать из них информацию; уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, народов и поколений; овладеть приемами работы с книгой; уметь сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; уметь видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде; уметь высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории 2. Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Итог: 34 Тема курса внеурочной деятельности Теоретическ ая часть, час. Практичес кая часть, час. Итого, часов Раздел 1. Знакомство с историей. (4 часов) Вводное занятие 1 1 Археология и ее значение для истории 1 1 Исторические источники и их виды 1 1 История и историки 1 1 Раздел 2. Тайны первобытного мира (8 часов) Археологическая история первобытности 1 1 Сказки и легенды народов мира: главные сюжеты 1 1 Мифология древних славян и русские народные 1 1 сказки: память об общем прошлом Первобытное искусство: мир глазами наших 1 1 предков. Живописные сенсации: сюжеты и смыслы 0,5 0,5 1 Первобытность на территории России. 1 1 Древнейшие корни современной живописи 1 1 Технические загадки древнейших эпох 1 1 Раздел 3. Материальная жизнь и повседневность в эпоху великих цивилизаций древности (3 часов) «Неолитическая» революция. 1 1 Как менялась повседневная жизнь в истории 1 1 человечества Красота и мода в древности 1 1 Раздел 4. Духовная жизнь в древности (4 часов) Религиозная жизнь египетского общества 1 1 Художественная культура Египта: каноны вечности 0,5 0,5 1 Библейские мифы – как исторический источник 0,5 0,5 1 Великие мудрецы Китая 0,5 0,5 1 Раздел 5. Древняя история Европы (7 часов) Загадки Кносского дворца: где обитал Минотавр 1 1 Религиозные верования критян. Тайны тавромахии. 1 1 Миф об Атлантиде в истории и культуре 1 1 человечества Семь чудес света 1 1 Загадки этрусской цивилизации 1 1 Евангелие – как исторический источник 0,5 0,5 1 Рим и германцы: «Записки о Галльской войне» 0,5 0,5 1 Раздел 6. Затерянные во времени (7 часов) Забытые государства Ближнего Востока 1 1 Хетты - могучие противники Египта 1 1 Скифы и сарматы в античный период 0,5 0,5 1 Тайны кельтов 1 1 Великая Степь и ее обитатели 1 1 Великие женщины древности 1 1 Кто остался за страницами учебников… 1 1 Подведение итогов(1 час)