Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Методическом совете от «27» августа 2024 г. протокол № 4 Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «30»августа 2024 г. № 71 Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЛЬТЕРНАТИВА» Возраст обучающихся:13-15 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Шалагинова Т.В. Новоуральск 2024 г. 1 Пояснительная записка Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования требует осуществлять системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускников, любящих свой край и свое Отечество, уважающих свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающих и принимающих ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающих мир, осознающих ценность труда, Внеурочная деятельность является одним из основных путей социальной адаптации подростков, усвоения обучающимися нравственных ценностей, приобретения начального опыта общественно – значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно – нравственному развитию. Предлагаемая программа внеурочной деятельности ориентирована на развитие таких личностных качеств, которые позволят обучающимся конструктивными путями решать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, организовывать свою жизнь так, чтобы в ней не было места психоактивным веществам и другим видам зависимого поведения. Программа нацелена на формирование у обучающегося такого мировоззрения, которое позволит думать, анализировать, искать самостоятельный выход из сложной жизненной ситуации, также предполагает обучение подростков новым формам поведения, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Программа «Альтернатива» рассчитана на 1 год обучения (34 часа) и предназначена для обучающихся 13-15 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Цели и задачи программы Цель программы «Альтернатива»: формирование у детей и подростков установок на здоровый образ жизни, законопослушное поведение. Задачи программы: 1) развитие у обучающихся навыков коммуникации, рефлексии, творческого самовыражения; 2) создание условий для формирования навыков осознания себя как уникальной и полноправной личности, со своими взглядами, убеждениями, ценностями; 3) создание условий для формирования навыков принятия другого человека как такой же уникальной личности, для развития способности устанавливать контакт и строить отношения на основе взаимопонимания, сотрудничества и поддержки; 2 4) развитие правосознания обучающихся, а также формирование навыков ответственного поведения; 5) выработка эффективных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях; 6) повышение социальной активности обучающихся, создание условий для их самореализации. Формы и методы работы Групповые занятия, коммуникативные тренинги. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть отражает знакомство с необходимой информацией по теме. Практическая часть включает использование тренинговых элементов необходимых для проведения последующих практических занятий. Содержание программы - Введение в программу. Знакомство с предстоящей программой деятельности. Установление правил поведения в группе. Техника безопасности. - Личность. Ценность каждого человека. - Карта жизненного пути. Цели в жизни. Самоопределение. Жизненные ценности. - Виды и формы общения. Приемы бесконфликтного общения. - Дружба, любовь, как строить отношения между людьми. Представления о необходимости бережного и внимательного отношения к близкому человеку. - Семья, род, культура. Семейные ценности и взаимоотношения. - Основы здорового образа жизни. Правила, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Осознанный выбор поведения, поступков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье. - Профилактика употребления ПАВ. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка. Как сказать вредной привычке «нет». - Толерантность, преодоление проблем. Формирование уважительного отношения к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. - Знакомство с основными законами РФ. Права и обязанности человека и гражданина. Авторское право. - Трудоустройство несовершеннолетних: правила, выбор профессии, подработка в летние каникулы. - Подведение итогов. Анкетирование. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы Личностные: - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию; 3 - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - развитие навыков коммуникации и сотрудничества с окружающими людьми, умений не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций; - развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни; - формирование установок на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: - формирование умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; - формирование умения общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников, эффективно разрешать конфликты; - формирование умения владения навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. - формирование готовности и способности к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию. - формирование умения использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач. Предметные результаты: - повышение уровня информированности по проблемам, связанным с употреблением ПАВ; - повышение уровня правосознания; - формирование представления о способах преодоления трудностей, осознание особенностей собственного поведения в трудных жизненных ситуациях, способности к рефлексии и самосовершенствованию; - формирование умения строить отношения с окружающими, преодолевать барьеры в общении, распознавать эмоциональные состояния других людей, конструктивно реагировать на негативные эмоции партнеров. Тематическое планирование (34 часа) № Тема занятия занятия 1 «Правила поведения на занятиях, техника безопасности. Знакомство с программой занятий» 2 «Я – подарок для человечества» 3 «Карта жизненного пути» «Ценности и риски современного подростка» 4 5 «Я и моя жизнь» «Мои цели» 6 7 «Мои любимые занятия и увлечения» «Мои эмоции» 8 9 «Как справляться с негативными эмоциями» Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 «Общение и дружба» «Ищу друга» «Ты не один» «Мужчина и женщина» «Языки любви» «Подростковая любовь» «Мощеная дорога к счастью» «Моя семья» «Генеалогическое дерево» «Здоровый образ жизни» «Мой выбор»» «Преодоление проблем» «Профилактика употребления ПАВ» «Как сказать «нет!»» «Мои ценности» «Что такое толерантность» «Я думаю по-другому» «Защита от дискриминации» «Основные Законы РФ. Мои права и обязанности» «Закон – один для всех» «Моя собственность, авторское право» «Правила трудоустройства несовершеннолетних» «Выбор профессии» «Трудоустройство подростков в летние каникулы» Подведение итогов. Анкетирование. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Формы подведения итогов реализации программы Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации занятий и методами их проведения. Результат определяется с помощью развивающей диагностики и метода свободного ассоциативного ряда. Выполняя тесты и анализируя полученный результат у обучающихся развиваются личностные ресурсы, препятствующие саморазрушающему поведению. А работая с ассоциативным заданием, стимулами для которого являются основные этические категории, заложенные в программе, анализируется глубина этических представлений обучающихся. Данное задание дается до начала и после окончания занятий с подростками. Показателем эффективности программы является расширение спектра этических представлений, включение в него новых (по сравнению с первоначальным содержанием) ассоциативных рядов и проблематики. Ожидаемые результаты По окончании обучения у обучающихся должны быть сформированы: собственная личностная позиция и способность к рефлексии и самосовершенствованию. Также подростки должны знать: 5 - основные законы РФ; - нормы административного, гражданского, трудового и уголовного права, устанавливающие права, обязанности и ответственность несовершеннолетних; - методы снятия тревожности и эмоционального напряжения; - понятия общение, дружба, любовь, счастье, семья, толерантность, свобода выбора и т.д.; - о последствиях и об ответственности, связанных с употреблением психоактивных веществ. уметь: - строить отношения с окружающими людьми; - распознавать эмоциональное состояние людей, конструктивно реагировать на негативные эмоции партнеров по общению; - доказывать, участвовать в дискуссии, вести полемику, высказывать свое мнение, задавать уточняющие вопросы; - приводить контраргументы для неверных утверждений; - формулировать выводы по результатам анализа. Материально-техническое обеспечение 1. Просторное помещение для занятий. 2. Парты и стулья. 3. Доска. 4. Компьютер, аудио-, видео- и мультимедийное оборудование. 5. Наглядные пособия, карточки, бланки. Для большинства занятий понадобятся: цветные карандаши, ручки, фломастеры, краски, кисти, бумага, скотч, ножницы, клей. Список литературы 1. Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000. 2. Байкова Л.А., Гребенщиков А.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М.: Пед. об-во России, 2001. 3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999. 4. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр, Педагогический поиск, 2000. 5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 6. Дробинская А.О. Школьные трудности "нестандартных" детей. - 2-е издание. -М.: ШколаПресс, 2001. 7. Казанская В. Подросток: социальная адаптация: Книга для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Питер, 2011 г. 8. Леонтьев А.А. Психология общения. 1999. 9. Программа профилактики рискованного поведения и ВИЧ-инфекции среди детей старшего подросткового возраста Свердловской области: методическое пособие. – Екатеринбург: ООО «Периодика», 2018. 10. Стандарты второго поколения. Пособие для учителя под ред. А.Г.Асмолова. Москва.: «Просвещение»,2011. 6 11. Тихомирова Н.К., Селевко Г.К., Закатова И.Н. Работа с трудными детьми. Методические рекомендации для учителя. М.:1996. 7