РП_ВД_Альтернатива_ООО

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на Методическом совете
от «27» августа 2024 г.
протокол № 4

Утверждена приказом
директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «30»августа 2024 г. № 71

Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«АЛЬТЕРНАТИВА»
Возраст обучающихся:13-15 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Шалагинова Т.В.

Новоуральск
2024 г.
1

Пояснительная записка
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных
задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования требует осуществлять системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и
конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную
учебно-познавательную
деятельность
обучающихся;
построение
образовательной
деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускников,
любящих свой край и свое Отечество, уважающих свой народ, его культуру и духовные
традиции; осознающих и принимающих ценности человеческой жизни, семьи, гражданского
общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно
познающих мир, осознающих ценность труда,
Внеурочная деятельность является одним из основных путей социальной адаптации
подростков, усвоения обучающимися нравственных ценностей, приобретения начального
опыта общественно – значимой деятельности, конструктивного социального поведения,
мотивации и способности к духовно – нравственному развитию.
Предлагаемая программа внеурочной деятельности ориентирована на развитие таких
личностных качеств, которые позволят обучающимся конструктивными путями решать
возникающие проблемы, достигать поставленных целей, организовывать свою жизнь так,
чтобы в ней не было места психоактивным веществам и другим видам зависимого поведения.
Программа нацелена на формирование у обучающегося такого мировоззрения, которое
позволит думать, анализировать, искать самостоятельный выход из сложной жизненной
ситуации, также предполагает обучение подростков новым формам поведения, которые
позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный
жизненный стиль.
Программа «Альтернатива» рассчитана на 1 год обучения (34 часа) и предназначена для
обучающихся 13-15 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Цели и задачи программы
Цель программы «Альтернатива»: формирование у детей и подростков установок на
здоровый образ жизни, законопослушное поведение.
Задачи программы:
1) развитие у обучающихся навыков коммуникации, рефлексии, творческого
самовыражения;
2) создание условий для формирования навыков осознания себя как уникальной и
полноправной личности, со своими взглядами, убеждениями, ценностями;
3) создание условий для формирования навыков принятия другого человека как такой же
уникальной личности, для развития способности устанавливать контакт и строить отношения
на основе взаимопонимания, сотрудничества и поддержки;
2

4) развитие правосознания обучающихся, а также формирование навыков
ответственного поведения;
5) выработка эффективных поведенческих навыков противодействия негативному
влиянию окружения в рискованных ситуациях;
6) повышение социальной активности обучающихся, создание условий для их
самореализации.
Формы и методы работы
Групповые занятия, коммуникативные тренинги. Наряду с групповой формой работы, во
время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность.
Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть отражает
знакомство с необходимой информацией по теме. Практическая часть включает
использование тренинговых элементов необходимых для проведения последующих
практических занятий.
Содержание программы
- Введение в программу. Знакомство с предстоящей программой деятельности.
Установление правил поведения в группе. Техника безопасности.
- Личность. Ценность каждого человека.
- Карта жизненного пути. Цели в жизни. Самоопределение. Жизненные ценности.
- Виды и формы общения. Приемы бесконфликтного общения.
- Дружба, любовь, как строить отношения между людьми. Представления о
необходимости бережного и внимательного отношения к близкому человеку.
- Семья, род, культура. Семейные ценности и взаимоотношения.
- Основы здорового образа жизни. Правила, направленные на сохранение и укрепление
здоровья. Осознанный выбор поведения, поступков, позволяющих сохранять и укреплять
здоровье.
- Профилактика употребления ПАВ. Вредные привычки и их влияние на здоровье
человека. Особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка. Как сказать
вредной привычке «нет».
- Толерантность, преодоление проблем. Формирование уважительного отношения к
иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
- Знакомство с основными законами РФ. Права и обязанности человека и гражданина.
Авторское право.
- Трудоустройство несовершеннолетних: правила, выбор профессии, подработка в летние
каникулы.
- Подведение итогов. Анкетирование.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

3

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- развитие навыков коммуникации и сотрудничества с окружающими людьми, умений не
создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций;
- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни;
- формирование установок на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- формирование умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- формирование умения общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников, эффективно разрешать конфликты;
- формирование умения владения навыками познавательной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания.
- формирование готовности и способности к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию.
- формирование умения использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач.
Предметные результаты:
- повышение уровня информированности по проблемам, связанным с употреблением ПАВ;
- повышение уровня правосознания;
- формирование представления о способах преодоления трудностей, осознание особенностей
собственного поведения в трудных жизненных ситуациях, способности к рефлексии и
самосовершенствованию;
- формирование умения строить отношения с окружающими, преодолевать барьеры в
общении, распознавать эмоциональные состояния других людей, конструктивно реагировать
на негативные эмоции партнеров.
Тематическое планирование (34 часа)
№
Тема занятия
занятия
1
«Правила поведения на занятиях, техника
безопасности. Знакомство с программой занятий»
2
«Я – подарок для человечества»
3
«Карта жизненного пути»
«Ценности и риски современного подростка»
4
5
«Я и моя жизнь»
«Мои цели»
6
7
«Мои любимые занятия и увлечения»
«Мои эмоции»
8
9
«Как справляться с негативными эмоциями»

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

«Общение и дружба»
«Ищу друга»
«Ты не один»
«Мужчина и женщина»
«Языки любви»
«Подростковая любовь»
«Мощеная дорога к счастью»
«Моя семья»
«Генеалогическое дерево»
«Здоровый образ жизни»
«Мой выбор»»
«Преодоление проблем»
«Профилактика употребления ПАВ»
«Как сказать «нет!»»
«Мои ценности»
«Что такое толерантность»
«Я думаю по-другому»
«Защита от дискриминации»
«Основные Законы РФ. Мои права и обязанности»
«Закон – один для всех»
«Моя собственность, авторское право»
«Правила трудоустройства несовершеннолетних»

«Выбор профессии»
«Трудоустройство подростков в летние каникулы»
Подведение итогов. Анкетирование.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Формы подведения итогов реализации программы
Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации занятий и методами
их проведения. Результат определяется с помощью развивающей диагностики и метода
свободного ассоциативного ряда. Выполняя тесты и анализируя полученный результат у
обучающихся развиваются личностные ресурсы, препятствующие саморазрушающему
поведению. А работая с ассоциативным заданием, стимулами для которого являются
основные этические категории, заложенные в программе, анализируется глубина этических
представлений обучающихся. Данное задание дается до начала и после окончания занятий с
подростками. Показателем эффективности программы является расширение спектра
этических представлений, включение в него новых (по сравнению с первоначальным
содержанием) ассоциативных рядов и проблематики.
Ожидаемые результаты
По окончании обучения у обучающихся должны быть сформированы: собственная
личностная позиция и способность к рефлексии и самосовершенствованию. Также подростки
должны
знать:
5

- основные законы РФ;
- нормы административного, гражданского, трудового и уголовного права, устанавливающие
права, обязанности и ответственность несовершеннолетних;
- методы снятия тревожности и эмоционального напряжения;
- понятия общение, дружба, любовь, счастье, семья, толерантность, свобода выбора и т.д.;
- о последствиях и об ответственности, связанных с употреблением психоактивных веществ.
уметь:
- строить отношения с окружающими людьми;
- распознавать эмоциональное состояние людей, конструктивно реагировать на негативные
эмоции партнеров по общению;
- доказывать, участвовать в дискуссии, вести полемику, высказывать свое мнение, задавать
уточняющие вопросы;
- приводить контраргументы для неверных утверждений;
- формулировать выводы по результатам анализа.
Материально-техническое обеспечение
1. Просторное помещение для занятий.
2. Парты и стулья.
3. Доска.
4. Компьютер, аудио-, видео- и мультимедийное оборудование.
5. Наглядные пособия, карточки, бланки.
Для большинства занятий понадобятся: цветные карандаши, ручки, фломастеры, краски,
кисти, бумага, скотч, ножницы, клей.
Список литературы
1. Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.
2. Байкова Л.А., Гребенщиков А.К. Педагогическое мастерство и педагогические
технологии. М.: Пед. об-во России, 2001.
3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.
4. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр,
Педагогический поиск, 2000.
5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.
6. Дробинская А.О. Школьные трудности "нестандартных" детей. - 2-е издание. -М.: ШколаПресс, 2001.
7. Казанская В. Подросток: социальная адаптация: Книга для психологов, педагогов и
родителей. – СПб.: Питер, 2011 г.
8. Леонтьев А.А. Психология общения. 1999.
9. Программа профилактики рискованного поведения и ВИЧ-инфекции среди детей
старшего подросткового возраста Свердловской области: методическое пособие. –
Екатеринбург: ООО «Периодика», 2018.
10. Стандарты второго поколения. Пособие для учителя под ред. А.Г.Асмолова. Москва.:
«Просвещение»,2011.
6

11. Тихомирова Н.К., Селевко Г.К., Закатова И.Н. Работа с трудными детьми. Методические
рекомендации для учителя. М.:1996.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».