Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Методическом совете от «27» августа 2024 г. протокол № 4 Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «30»августа 2024 г. № 71 Приложение к Основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭКОСТАРТ» Возраст обучающихся: 16-17 лет Срок реализации: 1 года Составитель: Кочурова Э.Н., учитель географии высшей квалификационной категории г. Новоуральск, 2024 г. Содержание программы При реализации программы используются методы и формы личностноориентированного характера, а также различные игровые технологии. При реализации программы создаются психолого-педагогические условия, при которых развиваются такие качества у ребенка, как: трудолюбие, терпение, активность, аккуратность, уверенность в себе, дисциплинированность. Работа детей в творческом объединении способствует развитию самостоятельности и инициативы, повышению интереса к проектировочной деятельности, воспитывает думающего, творческого человека. Первый год реализации программы посвящен выявлению интересов детей, их потребностей, а также изучению элементарных представлений об экологии и краеведении формированию понятийного аппарата экологии, краеведения изучению простейших методов исследования окружающей среды, представления об интеграции наук в области исследования окружающей среды, изучение воды, почвы и воздуха простейшими, доступными методами. Полученные в результате обучения результаты учащиеся оформляют в виде докладов и небольших исследовательских работ, Второй год обучения позволяет получить более углубленные и расширенные знания работа с модулями. Ребята знакомятся с тематикой проектов, учебноисследовательских работ, выбирают темы проектов, самостоятельно работают над литературой. Реализация программы осуществляется через социальное партнерство, ученые и педагоги области, передовые хозяйства, родители, учителя. Все занятия проходят в условиях психологического комфорта, доверия, сотрудничества. Со стороны педагога в совместном сотрудничестве с родителями поддерживаются все достижения ребенка, его индивидуальные успехи, желания. Промежуточный и итоговый контроль в отношении достижений учащихся осуществляется различными методами и формами: тестирование и анкетирование; участие в выставках, юннатских сборах и слетах, различных конкурсах, защита рефератов, проектов, учебно-исследовательских работ; выступление с сообщениями перед учащимися и родителями. Приобретенные навыки социальной практики, общения будут способствовать успешному становлению ребенка в жизни. Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности, способность ставить цели и строить жизненные планы. Метапредметные результаты предполагают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Требования к уровню подготовки обучающихся Обучающиеся должны знать: предмет, задачи, структуру курса; отличие учебного проекта от других видов учебно- исследовательской работы; приемы построения циклограммы работы над проектом; способы получения социального заказа; приемы поиска информации; методики учебного – исследования; приемы проведения полевой практики; приемы прогнозирования результатов эксперимента, продукта проекта; приемы составления портфолио проекта; приемы и способы публичной защиты проекта; приемы взаимодействия в СМИ. Тематическое планирование № занятия Тема занятия 1 Введение 2 Учебно-исследовательская обучающихся Моё увлечение 3 Планируемая дата занятия Сентябрь деятельность Сентябрь Сентябрь 5 Виды и формы учебно-исследовательской деятельности Алгоритм программы исследования Октябрь - Ноябрь 6 Тема исследования Ноябрь - декабрь 7 8 9 Целеполагание. Планирование исследования. Предмет и объект исследования. Методы исследования декабрь декабрь январь 10 Гипотеза эксперимента (практика) февраль 11 Методы исследования. исследования Анализ литературы. 4 12 Предмет и объект 14 15 16 Материально-техническое оснащение исследования. Критерии оценки эффективности результатов Выводы и заключения. Оформление работы. 17 Защита работы 13 Итого октябрь февраль февраль март март март апрель Апрель май май 34 часа Календарно -тематическое планирование 10 класс (34 часа 1ч в неделю) Тема Количество часов № п.п. Всего в том числе теория практ ика 1 - Сроки проведения 1. Введение 1 2. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся Моё увлечение Виды и формы учебноисследовательской деятельности 2 1 1 1 3 1 1 2 4н октябрь 1 -3н 4. Алгоритм программы исследования 2 1 1 5. Тема исследования 4 1 3 6. Целеполагание. Планирование исследования. Предмет и объект исследования. 2 1 1 4н Ноябрь 1н 2- 4н декабрь 1н 2-3 н 1 1 - 4н декабрь Методы исследования 2 - 2 8. Гипотеза эксперимента (практика) 1 - 1 9. Методы исследования. Предмет и объект исследования Анализ источников 2 1 1 январь 3 -4н февраль 1н 2 -3 н 2 1 1 1 - 1 1 - 1 3н 15. Материально-техническое оснащение исследования. Критерии оценки эффективности результатов Выводы и заключения. 4н март 1н 2н 2 1 1 16. Оформление работы. 3 1 2 17. Защита работы 3 - 3 апрель 1-2 н 3-4 н мая 1-2 н 3-4 н резерв 2 - 2 3. 3. 7. 10. 11. 14. Сентябрь 1н 2-3 н Всего 34 10 24 2 ч резерва Тематическое планирование № занятия Тема занятия 1 Введение 2 Учебно-исследовательская обучающихся Моё увлечение 3 Планируемая дата занятия Сентябрь деятельность Сентябрь Сентябрь 5 Виды и формы учебно-исследовательской деятельности Алгоритм программы исследования Октябрь - Ноябрь 6 Тема исследования Ноябрь - декабрь 7 8 9 Целеполагание. Планирование исследования. Предмет и объект исследования. Методы исследования декабрь декабрь январь 10 Гипотеза эксперимента (практика) февраль 11 Методы исследования. исследования Анализ литературы. 4 12 Предмет и объект 14 15 16 Материально-техническое оснащение исследования. Критерии оценки эффективности результатов Выводы и заключения. Оформление работы. 17 Защита работы 13 Итого октябрь февраль февраль март март март апрель Апрель май май 34 часа Календарно -тематическое планирование 11 класс (34 часа, 1ч в неделю) Тема Количество часов № п.п. Всего в том числе теория практ ика 1 - Сроки проведения 1. Введение 1 2. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся Моё увлечение Виды и формы учебноисследовательской деятельности 2 1 1 1 3 1 1 2 4н октябрь 1 -3н 4. Алгоритм программы исследования 2 1 1 5. Тема исследования 4 1 3 6. Целеполагание. Планирование исследования. Предмет и объект исследования. 2 1 1 4н Ноябрь 1н 2- 4н декабрь 1н 2-3 н 1 1 - 4н декабрь Методы исследования 2 - 1 8. Гипотеза эксперимента (практика) 1 - 1 9. Методы исследования. Предмет и объект исследования Анализ литературы. 2 1 1 январь 3 -4н февраль 1н 2 -3 н 2 1 1 1 - 1 1 - 1 3н 15. Материально-техническое оснащение исследования. Критерии оценки эффективности результатов Выводы и заключения. 4н март 1н 2н 2 1 1 16. Оформление работы. 4 1 2 17. Защита работы 3 - 3 апрель 1-2 н 3-4 н мая 1-2 н 3-4 н резерв 2 - 2 3. 3. 7. 10. 11. 14. Сентябрь 1н 2-3 н Всего 34 10 24 1 ч резерва Список литературы 1. Альманах «Отечество» №7. М.: 32с. 2. Архипова Н.П. Географические открытия на Урале. Екатеринбург , 2021, 24с. 3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие. Издательство «Учебная литература», «Издательство дом «Федоров»,206.- 224с 4. Поливанова К.И. Проектная деятельность школьника: пособие для учителей- М.: Издательство «Просвещение»,2018. - 192с. 5. Огоновская И.С. Азбука исследователя: Методические рекомендации. Екатеринбург.: 2004. 6. Закон об образовании РФ 7. Конвенция ООН о правах ребенка Сайты Интернет. Технические средства обучения: проектор, компьютер, принтер.