Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Утверждена приказом Методическом совете директора МАОУ «Гимназия № 41» «27» августа 2024 года от «30» августа 2024 года № 71 протокол № 4 Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ТАЙНЫ РОДНОГО СЛОВА» для учащихся 5 класса Составитель: Колесникова Н.В., педагог-библиотекарь высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия № 41» Новоуральск 2024 2 Пояснительная записка Главное предназначение учебного предмета «Тайны родного слова» – формирование познавательного интереса и уважительного отношения к родному русскому языку, а через него – к родной культуре, к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры русского народа. В соответствии с этим в курсе «Тайны родного слова» актуализируются следующие цели и задачи: - воспитание гражданина и патриота; -формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка; -формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; - воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка; - совершенствование коммуникативных умений и культуры речи обучающихся, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; - расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете; - совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Программа учебного курса «Тайны родного слова» предназначена для учащихся 5-х классов и рассчитана на 34 часа: 1час в неделю. Содержание учебного курса Русский язык - наш родной язык (1ч) Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. 3 История русской письменности (4ч) Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Кириллица и глаголица - первые славянские азбуки. История букв русского алфавита. Лингвистические словари (5ч) Лингвистические словари - главные помощники в изучении языка. Типы лингвистических словарей. Структура словарей русского языка. Необычные словари русского языка. В.И. Даль - собиратель русских слов. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. Диалектизмы русского языка (3ч) Диалектизмы, их национально-культурное Диалектные слова Урала. и языковое своеобразие. Выразительное богатство русского языка. Фразеологизмы (5ч) Источники фразеологизмов. Национально-культурная специфика русской фразеологии. Истории происхождения русских фразеологических оборотов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры. Крылатые слова: источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Ономастика - наука о собственных именах (4ч) Антропонимы. Происхождение и значение русских имен. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок. Топонимика - язык земли. Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение. Топонимы Урала. Говорим правильно: орфоэпические нормы (3ч) Нормы ударения современного русского литературного языка. Нормы произношения отдельных звуков в русском языке. Русский речевой этикет (2ч) Национальные особенности русского речевого этикета. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Основные формулы речевого этикета в общении. Говорим правильно: лексические нормы русского языка (3ч) Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Лексические ошибки. Стилистическая окраска слова (книжная, нейтральная‚ разговорная, просторечная). Употребление имён существительных, прилагательных, глаголов в речи с учётом стилистических норм современного русского языка. Игры в языке (2ч) 4 Шарады. Буриме. Ребусы. Палиндромы. Метаграммы. Планируемые результаты Обучение по программе учебного курса «Тайны родного слова» направлено на достижение образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; - воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; - осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; - ориентация обучающихся на креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; - формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); - развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Учебный курс «Тайны родного слова» направлен на формирование следующих универсальных учебных действий. Познавательные универсальные учебные действия: - выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; - устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), классифицировать языковые единицы по существенному признаку; - выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; - самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты 5 решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев; - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; - составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; -проводить по плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; - выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; - использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; - находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки. Коммуникативные универсальные учебные действия: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; - выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; -сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; 6 - публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; - составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. Регулятивные универсальные учебные действия: - выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; - ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе); - выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; - самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; - делать выбор и брать ответственность за решение; - владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; - давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; - осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; - осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; - понимание и истолкование значений фразеологических оборотов с национальнокультурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения; - умение определять различия между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национальнокультурного своеобразия диалектизмов; - соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов; - приобретение опыта использования словарей, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи; - осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; - умение проводить анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учётом её соответствия основным нормам литературного языка; - соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка; 7 - стремление к речевому самосовершенствованию; - формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. Тематическое планирование № п/п Название тем программы Всего Русский язык - наш родной язык История русской письменности Кириллица и глаголица первые славянские азбуки История букв русского алфавита Проект "БУКВИЦА" 1 Лингвистические словари главные помощники в изучении языка 7 Типы лингвистических словарей. 8 Необычные словари русского языка 9 В.И. Даль - собиратель русских слов 10 Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля 11 Диалектизмы русского языка 12 Диалектные слова Урала 1 13 Проект "Словарь уральских диалектов" 14 Выразительное богатство русского языка. Фразеологизмы 15 Источники фразеологизмов. Урок-исследование 16 Истории происхождения русских фразеологических 1 1 2 3 4 5 6 Количество часов Контроль Практиче ные ские работы работы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 8 17 18 оборотов Фразеологизмы жемчужины языка. Крылатые слова 1 1 1 21 Ономастика - наука о собственных именах Антропонимы. Происхождение и значение русских имен Топонимика - язык земли 22 Топонимы Урала 1 23 Говорим правильно: орфоэпические нормы Нормы ударения и произношения Проект "Орфоэпические стихи" Русский речевой этикет 1 19 20 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Основные формулы 1 русского речевого этикета Говорим правильно: 1 лексические нормы русского языка Лексические ошибки 1 1 Стилистическая окраска слова Игры в языке 1 Шарады. Буриме. Ребусы. Метаграммы. Палиндромы. Резерв Резерв 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034