РП Тайны родного слова 5

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на

Утверждена приказом

Методическом совете

директора МАОУ «Гимназия № 41»

«27» августа 2024 года

от «30» августа 2024 года № 71

протокол № 4

Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«ТАЙНЫ РОДНОГО СЛОВА»
для учащихся 5 класса

Составитель: Колесникова Н.В.,
педагог-библиотекарь высшей
квалификационной категории МАОУ
«Гимназия № 41»

Новоуральск
2024

2

Пояснительная записка
Главное предназначение учебного предмета «Тайны родного слова» –
формирование познавательного интереса и уважительного отношения к родному
русскому языку, а через него – к родной культуре, к свершениям и традициям своего
народа,
осознание
исторической
преемственности
поколений,
своей
ответственности за сохранение культуры русского народа.
В соответствии с этим в курсе «Тайны родного слова» актуализируются
следующие цели и задачи:
- воспитание гражданина и патриота;
-формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка;
-формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него – к родной культуре;
- воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи обучающихся,
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности в речевом самосовершенствовании;
- расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского
литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное
использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических
ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о
национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о
лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;
- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Программа учебного курса «Тайны родного слова» предназначена для
учащихся 5-х классов и рассчитана на 34 часа: 1час в неделю.
Содержание учебного курса
Русский язык - наш родной язык (1ч)
Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в
жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное
отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного
культурного человека.

3

История русской письменности (4ч)
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Кириллица и глаголица - первые славянские азбуки. История букв русского
алфавита.
Лингвистические словари (5ч)
Лингвистические словари - главные помощники в изучении языка. Типы
лингвистических словарей. Структура словарей русского языка. Необычные словари
русского языка. В.И. Даль - собиратель русских слов. Толковый словарь живого
великорусского языка В.И. Даля.
Диалектизмы русского языка (3ч)
Диалектизмы, их национально-культурное
Диалектные слова Урала.

и

языковое

своеобразие.

Выразительное богатство русского языка. Фразеологизмы (5ч)
Источники фразеологизмов. Национально-культурная специфика русской
фразеологии. Истории происхождения русских фразеологических оборотов.
Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий,
культуры. Крылатые слова: источники, значение и употребление в современных
ситуациях речевого общения.
Ономастика - наука о собственных именах (4ч)
Антропонимы. Происхождение и значение русских имен. Имена
традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена, входящие в состав
пословиц и поговорок. Топонимика - язык земли. Названия общеизвестных
старинных русских городов. Их происхождение. Топонимы Урала.
Говорим правильно: орфоэпические нормы (3ч)
Нормы ударения современного русского литературного языка. Нормы
произношения отдельных звуков в русском языке.
Русский речевой этикет (2ч)
Национальные особенности русского речевого этикета. Правила речевого
этикета: нормы и традиции. Основные формулы речевого этикета в общении.
Говорим правильно: лексические нормы русского языка (3ч)
Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных,
глаголов в современном русском литературном языке. Лексические ошибки.
Стилистическая окраска слова (книжная, нейтральная‚ разговорная, просторечная).
Употребление имён существительных, прилагательных, глаголов в речи с учётом
стилистических норм современного русского языка.
Игры в языке (2ч)

4

Шарады. Буриме. Ребусы. Палиндромы. Метаграммы.
Планируемые результаты
Обучение по программе учебного курса «Тайны родного слова» направлено на
достижение образовательных результатов: личностных, метапредметных и
предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
- осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
- ориентация обучающихся на креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учебный курс «Тайны родного слова» направлен на формирование
следующих универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых
явлений и процессов;
- устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе
с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты

5

решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно
выделенных критериев;
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формировать гипотезу об истинности
собственных
суждений
и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения
учебных задач;
-проводить по плану небольшое исследование по установлению особенностей
языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей
объектов между собой;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию,
представленную
в
текстах,
таблицах,
схемах;
- использовать различные виды аудирования и чтения для оценки
текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём
информации и усвоения необходимой информации с целью решения
учебных задач;
использовать
смысловое
чтение
для
извлечения,
обобщения
и
систематизации информации из одного или нескольких источников с
учётом поставленных целей;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной
монологической речи и в письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
-сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;

6

- публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
- составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного
материала.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,
принятие решения в группе);
- выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных
возможностей,
аргументировать
предлагаемые
варианты
решений;
- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в
ходе его реализации;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
- владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации
и рефлексии;
- давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в
современном мире;
- осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического
развития языка с историей общества;
- осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского
родного языка;
- понимание и истолкование значений фразеологических оборотов с национальнокультурным компонентом; комментирование истории происхождения таких
фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях
речевого общения;
- умение определять различия между литературным языком и диалектами;
осознание диалектов как части народной культуры; понимание национальнокультурного своеобразия диалектизмов;
- соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики
русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
- приобретение опыта использования словарей, учитывая сведения о назначении
конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи;
- осознание важности соблюдения норм современного русского литературного
языка для культурного человека;
- умение проводить анализ и оценивание с точки зрения норм современного
русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с
учётом её соответствия основным нормам литературного языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного
языка;

7

- стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
Тематическое планирование
№
п/п

Название тем программы
Всего

Русский язык - наш родной
язык
История русской
письменности
Кириллица и глаголица первые славянские азбуки
История букв русского
алфавита
Проект "БУКВИЦА"

1

Лингвистические словари главные помощники в
изучении языка
7 Типы лингвистических
словарей.
8 Необычные словари
русского языка
9 В.И. Даль - собиратель
русских слов
10 Толковый словарь живого
великорусского языка В.И.
Даля
11 Диалектизмы русского
языка
12 Диалектные слова Урала

1

13 Проект "Словарь уральских
диалектов"
14 Выразительное богатство
русского языка.
Фразеологизмы
15 Источники фразеологизмов.
Урок-исследование
16 Истории происхождения
русских фразеологических

1

1
2
3
4
5
6

Количество часов
Контроль
Практиче
ные
ские
работы
работы

1
1
1
1

1

1

1

1
1
1

1
1
1

1

1
1

1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

8

17
18

оборотов
Фразеологизмы жемчужины языка.
Крылатые слова

1
1
1

21

Ономастика - наука о
собственных именах
Антропонимы.
Происхождение и значение
русских имен
Топонимика - язык земли

22

Топонимы Урала

1

23

Говорим правильно:
орфоэпические нормы
Нормы ударения и
произношения
Проект "Орфоэпические
стихи"
Русский речевой этикет

1

19
20

24
25
26
27
28

29
30
31
32
33
34

1

1

1

1

1

1
1
1

1

Основные формулы
1
русского речевого этикета
Говорим правильно:
1
лексические нормы русского
языка
Лексические ошибки
1

1

Стилистическая окраска
слова
Игры в языке

1

Шарады. Буриме. Ребусы.
Метаграммы. Палиндромы.
Резерв
Резерв

1

1

1

1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».