РП Интерпретация текстов разных стилей 8

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на

Утверждена приказом

Методическом совете

директора МАОУ «Гимназия № 41»

«27» августа 2024 года

от «30» августа 2024 года № 71

протокол № 4

Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ»
(ID 4907363)

для учащихся 8 класса

Составители: авторский
коллектив учителей русского
языка и литературы МАОУ
«Гимназия № 41»

Новоуральск
2024

2

Пояснительная записка
Развитие устной и письменной речи учащихся – одна из основных
задач русского языка как школьного предмета. Ведущий вид деятельности на
уроках развития речи – это работа с текстом. Этапы данной работы – чтение
(или слушание), осмысление, переработка текста. Результатом выполнения
названных этапов должна стать интерпретация, то есть создание своего
текста.
Грамотное выполнение мониторинговых и экзаменационных работ
требует от учащегося не только знания теории языка и норм его
употребления, но и способности эти знания уместно использовать.
В структуру коммуникативной компетентности входят способность
понимания текста (в широком значении слова «текст»), вербальное
оформление этого понимания, способность к словесному оформлению
собственной позиции, включающей в себя владение способами построения
текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.
Основная цель курса «Интерпретация текстов разных стилей» –
научить интерпретации как главному способу истолкования текста. С точки
зрения требований к лингвистической подготовке современного школьника
интерпретация – наиболее предпочтительный способ истолкования текст, так
как отличается объективностью, достоверностью и сформулированностью
высказывания.
Предполагаемый результат программы – сформированные навыки и
умения интерпретации текстов разных типов, стилей, жанров; грамотное
построение учащимися собственного текста разного уровня сложности на
основе авторского.
Содержание программы
Введение. Понятие о культуре речи и стилистике.
Культура речи. Стилистика. Правильная речь. Литературный язык –
основа культуры речи. Пять функциональных стилей современного
литературного языка.
Форма подведения итогов: анализ текста (правильность,
нормативность).
Культура речи и формы существования национального языка.
Диалекты. Жаргоны. Просторечия. Сленг.
Кодификация – закрепление языковых норм в грамматике. Понятие о
языковой норме. Виды норм (языковая и речевая).

3

Форма подведения итогов: анализ текста (выявление ненормативных и
речевых ошибок и недочетов).
Секреты стилистики.
Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм. Речевая
избыточность. Речевая недостаточность. Понятие о полисемии.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты

готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные план,

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества,

потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью; принятие и реализация
ценностей здорового и безопасного образа жизни,

уважение к своему народу, чувство ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России,

уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

формирование уважения к русскому языку как государственному
языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации.

Гражданственность, гражданская позиция активного и
ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни; готовность обучающихся к конструктивному участию
в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в
различных формах общественной самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности;

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.

4


Нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей,
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению.

Мировоззрение,
соответствующее
современному
уровню
развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому
творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных
знаниях об устройстве мира и общества;

готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;

5

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий
и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты
до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой
ситуации;
- использовать знания о формах русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон,
арго) при создании текстов;

6

- создавать устные и письменные высказывания, монологические и
диалогические
тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных
жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения,
аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных
элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа
текста и выбранного профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства
связи предложений при построении текста;
- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии
с функционально-стилевой принадлежностью текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства
языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с
полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и
основную мысль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и
переводить ее в текстовый формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для
публичного выступления;
- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные
нормы русского литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия
языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для
оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия
языковым нормам.
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и
видеть взаимосвязь между ними;

7

-проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой
информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного
функционального стиля;
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и
прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и
письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в
учебно-научной и официально-деловой сферах общения.
Тематическое планирование
№
п/п

1
2

Тема урока
Всего

Введение. Понятие о
культуре речи. Понятие
о стилистике.
«Правильность речи».
Что это такое?

1

7
8

Язык документов.

1

9

Публицистика

1

10
11
12

Разговорный стиль.

1
1
1

4
5
6

Язык науки.
Анализ текстов разных

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

1

Правила «правильной»
речи.
Понятие о
литературном языке.
Литературный язык –
основа культуры речи.
Функциональные стили
русского литературного
языка.
Язык художественной
литературы.

3

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Количество часов

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

8

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23

24

25
26
27
28
29

стилей.
Языковая норма.
Признаки нормы. Виды
норм.
Анализ эпизодов
текстов с позиции
нормативности.
Виды норм. Языковая и
речевая нормы.
Грамматическая норма.
Лексические и
орфоэпические нормы.
Акцентологическая
норма.
Практическая работа по
теме «Нормативность».
Диалект – говор.
Диалектизмы.
Жаргон и жаргонизмы.
Просторечие.
Разговорный стиль.
Лексические и
орфоэпические
особенности.
Лексика – самая
подвижная часть языка.
Активная и пассивная
лексика.
Лексическая
сочетаемость. Речевая
культура и нарушение
лексической и
стилистической
сочетаемости.
Тавтология и точность
речи.определения)
Смысловая неточность.
Плеоназм и чистота
речи.
Значение слова и его
сочетаемость
Практическая работа по
теме «Речевая
культура».
Речевая
недостаточность.
Паронимы.

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1
1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1
1
1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1
1
1

9

30
31
32

33
34

Семантика.
Полисемия.
Многозначность слова.
Полисемия. Разные
значения слов.
Смысловые оттенки
слов.
Анализ текст с точки
зрения чистоты и
точности речи.
Подведение итогов

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».