Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Утверждена приказом Методическом совете директора МАОУ «Гимназия № 41» «27» августа 2024 года от «30» августа 2024 года № 71 протокол № 4 Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ» (ID 4907363) для учащихся 8 класса Составители: авторский коллектив учителей русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 41» Новоуральск 2024 2 Пояснительная записка Развитие устной и письменной речи учащихся – одна из основных задач русского языка как школьного предмета. Ведущий вид деятельности на уроках развития речи – это работа с текстом. Этапы данной работы – чтение (или слушание), осмысление, переработка текста. Результатом выполнения названных этапов должна стать интерпретация, то есть создание своего текста. Грамотное выполнение мониторинговых и экзаменационных работ требует от учащегося не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста (в широком значении слова «текст»), вербальное оформление этого понимания, способность к словесному оформлению собственной позиции, включающей в себя владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности. Основная цель курса «Интерпретация текстов разных стилей» – научить интерпретации как главному способу истолкования текста. С точки зрения требований к лингвистической подготовке современного школьника интерпретация – наиболее предпочтительный способ истолкования текст, так как отличается объективностью, достоверностью и сформулированностью высказывания. Предполагаемый результат программы – сформированные навыки и умения интерпретации текстов разных типов, стилей, жанров; грамотное построение учащимися собственного текста разного уровня сложности на основе авторского. Содержание программы Введение. Понятие о культуре речи и стилистике. Культура речи. Стилистика. Правильная речь. Литературный язык – основа культуры речи. Пять функциональных стилей современного литературного языка. Форма подведения итогов: анализ текста (правильность, нормативность). Культура речи и формы существования национального языка. Диалекты. Жаргоны. Просторечия. Сленг. Кодификация – закрепление языковых норм в грамматике. Понятие о языковой норме. Виды норм (языковая и речевая). 3 Форма подведения итогов: анализ текста (выявление ненормативных и речевых ошибок и недочетов). Секреты стилистики. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм. Речевая избыточность. Речевая недостаточность. Понятие о полисемии. Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные результаты готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные план, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. 4 Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; 5 - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; - менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты - использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; - использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; 6 - создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); - выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; - подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; - правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; - создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; - сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; - использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); - анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; - извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; - преобразовывать текст в другие виды передачи информации; - выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; - соблюдать культуру публичной речи; - соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; - оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; - использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. - распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; 7 -проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; - сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; - владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; - создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; - соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; - соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; - соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения. Тематическое планирование № п/п 1 2 Тема урока Всего Введение. Понятие о культуре речи. Понятие о стилистике. «Правильность речи». Что это такое? 1 7 8 Язык документов. 1 9 Публицистика 1 10 11 12 Разговорный стиль. 1 1 1 4 5 6 Язык науки. Анализ текстов разных Контрольн ые работы Практическ ие работы 1 Правила «правильной» речи. Понятие о литературном языке. Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили русского литературного языка. Язык художественной литературы. 3 Электронные цифровые образовательные ресурсы Количество часов Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 8 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 стилей. Языковая норма. Признаки нормы. Виды норм. Анализ эпизодов текстов с позиции нормативности. Виды норм. Языковая и речевая нормы. Грамматическая норма. Лексические и орфоэпические нормы. Акцентологическая норма. Практическая работа по теме «Нормативность». Диалект – говор. Диалектизмы. Жаргон и жаргонизмы. Просторечие. Разговорный стиль. Лексические и орфоэпические особенности. Лексика – самая подвижная часть языка. Активная и пассивная лексика. Лексическая сочетаемость. Речевая культура и нарушение лексической и стилистической сочетаемости. Тавтология и точность речи.определения) Смысловая неточность. Плеоназм и чистота речи. Значение слова и его сочетаемость Практическая работа по теме «Речевая культура». Речевая недостаточность. Паронимы. 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 1 1 1 9 30 31 32 33 34 Семантика. Полисемия. Многозначность слова. Полисемия. Разные значения слов. Смысловые оттенки слов. Анализ текст с точки зрения чистоты и точности речи. Подведение итогов 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 1