РП Классика и современность 11

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на

Утверждена приказом

Методическом совете

директора МАОУ «Гимназия № 41»

«27» августа 2024 года

от «30» августа 2024 года № 71

протокол № 4

Приложение к Основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ»
для учащихся 11 класса

Составитель: Гевел Н.А., учитель
русского языка и литературы
высшей квалификационной
категории МАОУ «Гимназия
№ 41»

Новоуральск
2024

2
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по выбору «Классика и
современность» задумана как подготовительно-тренировочный курс и
адресована учащимся 11 классов, заинтересованным в более углубленном
изучении литературы, в том числе, планирующим сдавать экзамен по
литературе в формате ЕГЭ.
Основной целью изучения программы является подготовка к
выполнению стандартных заданий по литературе, с одной стороны, и
формирование умений и навыков в построении текста мини-сочинения – с
другой.
Продолжительность учебного курса составляет 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание курса
Тема 1 Вводная лекция «Литература 20 в»
Тема 2 Русская реалистическая проза начала века. И.А. Бунин. А.И.
Куприн.
Своеобразие прозы И.А. Бунина: бессюжетность как основа образности
прозы;
культ дворянской усадьбы, философия XX века, ностальгические мотивы в
произведениях писателя.
Традиции русской прозы в повестях А.И. Куприна.
Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм
как поэтические стили. А.А. Блок и образ революции, споры о ней.
Своеобразие лирики А.А. Блока. Поэмы А.А. Блока. А.А. Ахматова и
традиции русской поэзии в ее творчестве. «Реквием» как особый жанр в
поэзии, характеристика времени его создания.
В.В. Маяковский – поэт-бунтарь. Особенности стихосложения.
Лирический герой поэзии Маяковского.
Тематика и проблематика поэм. Традиции фольклора в поэзии С.А.
Есенина.
Трансформация образа русской природы в поэзии Есенина. Лирический
герой С.А. Есенина. Особенности поэтического языка.
А.М. Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и
новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М. Горького.
Социальные проблемы и философские споры в начале XX века в России и
их отражение в произведениях писателя.

3
Тема 3. Литература революции и Гражданской войны: произведения
М.А. Шолохова, И.Э. Бабеля, М.А. Булгакова, А.А. Фадеева. Изображение
Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в
творчестве авторов с разным мировосприятием: М.А. Шолохова, И. Бабеля,
А. Фадеева. Поиски героя времени.
Тема 4. Возвращенная литература. Л. Андреев, В. Набоков, А.
Платонов, А. Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов.
Понятие утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из
«эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре
«антиутопии» в творчестве А. Платонова и Е. Замятина.
Тема 5 Литература о Великой Отечественной войне: А. Твардовский,
М. Шолохов, Б. Васильев, В. Некрасов. Собирательный образ русского
солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне. Новаторство в
постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В.
Некрасова, С. Алексиевич, В. Кондратьева, К. Воробьева, Б. Васильева.
Тема 6. Поэзия и проза 70-90-х годов XX века: Возрождение рассказа
как жанра в творчестве В. Шукшина. Особенности народного образа. Тема
деревни в прозе В. Распутина, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Астафьева.
Нравственные проблемы в творчестве писателей. Образ героя-интеллигента в
произведениях Д. Гранина, М. Дудинцева, Ю. Трифонова. Новый лирический
герой в поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, И. Бродского, Н. Рубцова, Б.
Окуджавы.
Планируемые результаты освоения элективного курса
Результаты курса ориентированы на общую функциональную
грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего
развития. Эта группа результатов предполагает:
-понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих
элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счёт
заучивания определений и правил, а посредством моделирования и
постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной
предметной области;
-умение решать основные практические задачи, характерные для
использования методов и инструментария данной предметной области;
-осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности
методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями
Личностные результаты

4














воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;
формирование
ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия
в социально значимом труде;
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах
возрастных
компетенций
с
учётом
региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

5
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
 формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера;
 совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
 использование
различных
источников
информации
(словари,
энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
 самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
 планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
 оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
 владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия
 определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить

6










логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
использовать информационно-коммуникационных технологии; овладевать
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
развивать экологическое мышление, умение применять его в
познавательной,
коммуникативной,
социальной
практике
и
профессиональной ориентации;
осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении
как средстве познания мира и себя в этом мире; гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;
понимать литературу как одну из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;

Коммуникативные универсальные учебные действия
 уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
 осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на
основе изучения выдающихся произведений российской культуры,
культуры своего народа, мировой культуры;
 аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые
высказывания аналитического и интерпретационного характера,
участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё
досуговое чтение;
 понимать литературные художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;

7
 овладевать процедурами смыслового и эстетического анализа текста на
основе
понимания
принципиальных
отличий
литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
 воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину мира, отражённую в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предметные учебные действия
В результате изучения учебного курса «Классика и современность» на
уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится:
 демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой
литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих
общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой
читательский опыт, а именно: обосновывать выбор художественного
произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы)
произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы и
подтексты);
 использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на
фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие
анализа;
 давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,
выделять две (или более) основные темы или идеи произведения,
показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и
взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
 анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности
развития и связей элементов художественного мира произведения: места и
времени действия, способы изображения действия и его развития, способы
введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
 определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном произведении (включая переносные и коннотативные
значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения
новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической
значимости;
 анализировать авторский выбор определённых композиционных решений
в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь
определённых частей текста способствует формированию его общей

8
структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя
(например, выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор
между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым
финалом);
 анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или
героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в
нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория,
гипербола и т.п.);
 осуществлять
следующую
продуктивную
деятельность:
давать
развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные
произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира
произведения, понимание принадлежности произведения к литературному
направлению (течению) и культурно- исторической эпохе (периоду);
 выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать
свои
собственные
обоснованные
интерпретации
литературных
произведений.
Тематическое планирование
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Количество часов
№
п/
п

Тема урока
Всег
о

1

Вводная
лекция
«Литература 20 в»

2

Русская
реалистическая проза
начала
XX
века.
Своеобразие реализма
русской
реалистической прозы
И.А. Бунина Жанровая
палитра
(рассказ,
повесть, роман)

Контр
ольные
работы

Практ
ически
е
работы

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f41bacc

9

3

4

5

6

7

8

9

10
11
12

13
14

Своеобразие реализма
прозы А.И. Куприна.
Проблематика
литературы
нового
времени
в
произведениях
А.М.Горького
Традиции
и
новаторство русского
романтизма в рассказах
А.М.Горького
Поэзия
Серебряного
века.
Поэтические
течения:
символизм,
акмеизм,
футуризм,
имажинизм
Символисты:
В.Соловьев, Бальмонт,
В.Брюсов
А. А. Блок. Лирика.
Поэмы.
Понятие
аллитерации
и
ассонанса
Н.Гумилев «Сады моей
души всегда узорны»
А.А. Ахматова.
Лирика. Традиции в
русской поэзии.
Библейские стихи.
О.Мандельштам.
Лирика
М.Цветаева Лирика.
«Крысолов»
И.Северянин
Медальоны
Новаторство
футуристов в области
формы
В.В. Маяковский.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f41bacc

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f41bacc

1

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f41bacc

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f41bacc

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f41bacc

1
1

Библиотека ЦОК

10
Лирика. Поэмы.

15

16

17

В.В. Маяковский.
Сатира в русской
поэзии
С.А. Есенин. Лирика.
Традиции народной
образности в русской
поэзии
С.А. Есенин. Поэма
«Черный человек»

https://m.edsoo.ru/7
f41bacc
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f41bacc

1

18

Литература революции
и Гражданской войны:
произведения
М.Шолохова, И.
Бабеля, М. Булгакова,
А. Фадеева

19

Литература революции
и Гражданской войны:
произведения
М.Шолохова

20

Литература революции
и Гражданской войны:
произведения И.
Бабеля, А. Фадеева

21

Литература революции
и Гражданской войны:
произведения М.
Булгакова

22

Возвращенная
литература:
произведения Л.
Андреева, В. Набокова

23

Возвращенная
литература: Платонова

1

24

Возвращенная

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f41bacc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f41bacc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f41bacc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f41bacc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f41bacc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f41bacc
Библиотека ЦОК

11
литература: А.
1Солженицына

https://m.edsoo.ru/7
f41bacc

25

Понятие утопии и
антиутопии.
Антиутопии А.
Платонова

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f41bacc

26

Понятие утопии и
антиутопии.
Антиутопии Е.
Замятина

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f41bacc

27

Литература о Великой
Отечественной войне:
произведения А.
Твардовского, М.
Шолохова

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f41bacc

28

Литература о Великой
Отечественной войне:
Б. Васильева, В.
Некрасова, В.
Кондратьева,

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f41bacc

29

Литература о Великой
Отечественной войне:
С. Алексиевич, К.
Воробьева

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f41bacc

30

Поэзия 70-90-х годов:
Н. Рубцов, Е.
Евтушенко, А.
Вознесенский

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f41bacc

31

И.Бродский, Б.
Окуджава. Жанровые
разновидности лирики.
Лирический герой

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f41bacc

32

Игровая проза,
интертекст

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f41bacc

33

Литература

1

12
постмодернизма.
Новые имена
34

Итоговое повторение

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».