Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Утверждена приказом Методическом совете директора МАОУ «Гимназия № 41» «27» августа 2024 года от «30» августа 2024 года № 71 протокол № 4 Приложение к Основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ» для учащихся 11 класса Составитель: Гевел Н.А., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия № 41» Новоуральск 2024 2 Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса по выбору «Классика и современность» задумана как подготовительно-тренировочный курс и адресована учащимся 11 классов, заинтересованным в более углубленном изучении литературы, в том числе, планирующим сдавать экзамен по литературе в формате ЕГЭ. Основной целью изучения программы является подготовка к выполнению стандартных заданий по литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста мини-сочинения – с другой. Продолжительность учебного курса составляет 34 часа, 1 час в неделю. Содержание курса Тема 1 Вводная лекция «Литература 20 в» Тема 2 Русская реалистическая проза начала века. И.А. Бунин. А.И. Куприн. Своеобразие прозы И.А. Бунина: бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской усадьбы, философия XX века, ностальгические мотивы в произведениях писателя. Традиции русской прозы в повестях А.И. Куприна. Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как поэтические стили. А.А. Блок и образ революции, споры о ней. Своеобразие лирики А.А. Блока. Поэмы А.А. Блока. А.А. Ахматова и традиции русской поэзии в ее творчестве. «Реквием» как особый жанр в поэзии, характеристика времени его создания. В.В. Маяковский – поэт-бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика и проблематика поэм. Традиции фольклора в поэзии С.А. Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии Есенина. Лирический герой С.А. Есенина. Особенности поэтического языка. А.М. Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М. Горького. Социальные проблемы и философские споры в начале XX века в России и их отражение в произведениях писателя. 3 Тема 3. Литература революции и Гражданской войны: произведения М.А. Шолохова, И.Э. Бабеля, М.А. Булгакова, А.А. Фадеева. Изображение Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием: М.А. Шолохова, И. Бабеля, А. Фадеева. Поиски героя времени. Тема 4. Возвращенная литература. Л. Андреев, В. Набоков, А. Платонов, А. Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре «антиутопии» в творчестве А. Платонова и Е. Замятина. Тема 5 Литература о Великой Отечественной войне: А. Твардовский, М. Шолохов, Б. Васильев, В. Некрасов. Собирательный образ русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне. Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В. Некрасова, С. Алексиевич, В. Кондратьева, К. Воробьева, Б. Васильева. Тема 6. Поэзия и проза 70-90-х годов XX века: Возрождение рассказа как жанра в творчестве В. Шукшина. Особенности народного образа. Тема деревни в прозе В. Распутина, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей. Образ героя-интеллигента в произведениях Д. Гранина, М. Дудинцева, Ю. Трифонова. Новый лирический герой в поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, И. Бродского, Н. Рубцова, Б. Окуджавы. Планируемые результаты освоения элективного курса Результаты курса ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов предполагает: -понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счёт заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области; -умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области; -осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями Личностные результаты 4 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, 5 взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; совершенствование духовно-нравственных качеств личности; использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные универсальные учебные действия определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить 6 логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; использовать информационно-коммуникационных технологии; овладевать культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; понимать литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; Коммуникативные универсальные учебные действия уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры; аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретационного характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение; понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 7 овладевать процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину мира, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Предметные учебные действия В результате изучения учебного курса «Классика и современность» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится: демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты); использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей текста способствует формированию его общей 8 структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); осуществлять следующую продуктивную деятельность: давать развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно- исторической эпохе (периоду); выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. Тематическое планирование Электронные цифровые образовательные ресурсы Количество часов № п/ п Тема урока Всег о 1 Вводная лекция «Литература 20 в» 2 Русская реалистическая проза начала XX века. Своеобразие реализма русской реалистической прозы И.А. Бунина Жанровая палитра (рассказ, повесть, роман) Контр ольные работы Практ ически е работы 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f41bacc 9 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Своеобразие реализма прозы А.И. Куприна. Проблематика литературы нового времени в произведениях А.М.Горького Традиции и новаторство русского романтизма в рассказах А.М.Горького Поэзия Серебряного века. Поэтические течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм Символисты: В.Соловьев, Бальмонт, В.Брюсов А. А. Блок. Лирика. Поэмы. Понятие аллитерации и ассонанса Н.Гумилев «Сады моей души всегда узорны» А.А. Ахматова. Лирика. Традиции в русской поэзии. Библейские стихи. О.Мандельштам. Лирика М.Цветаева Лирика. «Крысолов» И.Северянин Медальоны Новаторство футуристов в области формы В.В. Маяковский. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f41bacc 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f41bacc 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f41bacc 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f41bacc 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f41bacc 1 1 Библиотека ЦОК 10 Лирика. Поэмы. 15 16 17 В.В. Маяковский. Сатира в русской поэзии С.А. Есенин. Лирика. Традиции народной образности в русской поэзии С.А. Есенин. Поэма «Черный человек» https://m.edsoo.ru/7 f41bacc 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f41bacc 1 18 Литература революции и Гражданской войны: произведения М.Шолохова, И. Бабеля, М. Булгакова, А. Фадеева 19 Литература революции и Гражданской войны: произведения М.Шолохова 20 Литература революции и Гражданской войны: произведения И. Бабеля, А. Фадеева 21 Литература революции и Гражданской войны: произведения М. Булгакова 22 Возвращенная литература: произведения Л. Андреева, В. Набокова 23 Возвращенная литература: Платонова 1 24 Возвращенная 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f41bacc 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f41bacc 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f41bacc 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f41bacc 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f41bacc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f41bacc Библиотека ЦОК 11 литература: А. 1Солженицына https://m.edsoo.ru/7 f41bacc 25 Понятие утопии и антиутопии. Антиутопии А. Платонова 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f41bacc 26 Понятие утопии и антиутопии. Антиутопии Е. Замятина 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f41bacc 27 Литература о Великой Отечественной войне: произведения А. Твардовского, М. Шолохова 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f41bacc 28 Литература о Великой Отечественной войне: Б. Васильева, В. Некрасова, В. Кондратьева, 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f41bacc 29 Литература о Великой Отечественной войне: С. Алексиевич, К. Воробьева 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f41bacc 30 Поэзия 70-90-х годов: Н. Рубцов, Е. Евтушенко, А. Вознесенский 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f41bacc 31 И.Бродский, Б. Окуджава. Жанровые разновидности лирики. Лирический герой 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f41bacc 32 Игровая проза, интертекст 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f41bacc 33 Литература 1 12 постмодернизма. Новые имена 34 Итоговое повторение 1