Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Утверждена приказом Методическом совете директора МАОУ «Гимназия № 41» «27» августа 2024 года от «30» августа 2024 года № 71 протокол № 4 Приложение к Основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ» для учащихся 11 класса Составители: Брежестовская И.А., Куликова Е.В., Путинцева Л.А., учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия № 41» Новоуральск 2024 2 Содержание программы учебного курса 1. Проблемы модернизации в развитии России начала 20 века. Россия - «развивающееся общество» на рубеже веков. «Зависимое развитие». Концепция Эванса применительно к России. Анализ возможностей быстрого экономического развития страны. Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе. «Германский путь» Н.Х.Бунге, И.Л.Вышнеградского, С.Ю.Витте. Попытки внедрения «британской модели» С.Ю.Витте и причины неудачи. Альтернатива однолинейному объяснению модернизации России начала 20 века. Второй вариант модернизации, предложенный «народниками», ее анализ. Процесс модернизации в советский период и его последствия. «В ожидании шестой революции». 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? 1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 17го в СССР. Взгляды на Октябрьсовренменных историков. Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин. Причины краха постфевральской демократии и победы большевиков. Октябрьские события на Урале. 3. Гражданская война: новые подходы. Гражданская война - трагедия русского народа. Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность? Кто виновник Гражданской войны? Причины победы «красных» и поражения «белых». Две армии одного народа. Альтернативы «Ледяному» походу Добровольческой армии. Альтернативные сценарии: «Белый крест», «Московский поход Каледина», «Царицынский поход Корнилова», «Волжский поход Деникина». Гражданская война на Урале. 4. Индустриализация и командно-административная система. Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный этап социалистической индустриализации. Альтернативные варианты проведения индустриализации советским экономистом Фельдманом Г.А. Кадры. Анализ планов и реальных сроков их выполнения. Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления. «Незначительные жертвы» индустриализации. Индустриализация на Урале. 5. Коллективизация - трагедия крестьянина - труженика? Начало коллективизации. Этапы проведения. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Сопротивление крестьян. Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923-33 гг. Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А.В.Чаянова. Трактовка решения аграрной проблемы ученого-агрария Н.Д.Кондратьева. Коллективизация на 3 Урале. 6. Триумфальное поражение? (О советско-финской войне 1939-40гг.) Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма - серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны. Версия Виктора Суворова: «Почему скрывают победу Красной Армии в «зимней войне»? Кто проиграл зимнюю войну? 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во время войны. Официальная историография о внезапности нападения Германии на Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14.06.41г. Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии. Сценарий превентивного удара, разработанный Буничем: «Операция Гроза». Версия В.Суворова: «Германский фашизм - это Ледокол Революции». Моделирование превентивного удара по версии В.Суворова. Анализ вероятности подобных сценариев. 8. Страх или Свобода? (О причинах победы над Сталинградом). Приказ № 227 «Ни шагу назад!» и его оценки в историографии. Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом. Цена победы большая кровь. Боевая мощь советского военного искусства. Не страх, а свобода - главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм - залог победы. 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое. Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Сравнительный анализ версий и предположений советских и западных историков и политологов о виновниках «холодной» войны. Взгляд на проблему современных историков. Истоки «холодной» войны. Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм миф или реальность? Горячие точки «холодной» войны. Разрядка и окончание войны. Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением. Сегодня мир, а что дальше? Размышления о предотвращении трагических последствий войны. 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года... Хроника августовских событий. Версия М.Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло в августе 1991 года на самом деле: взгляд через годы. «Проигрывание» неосуществленных сценариев августа 1991 года. «Жесткий» и «мягкий» сценарии. Теория экономиста В.Леонтьева. 11. Современные актуальные вопросы истории. 4 Планируемые результаты освоения учебного курса Освоение элективного курса направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются: • сформированность гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной; • сформированность гражданской позиции учащегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. Метапредметные результаты: • сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования; • сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты; • владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук; • способность продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе 5 совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; • способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: • овладение целостными представлениями об историческом развитии человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества; • сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; • владение комплексом знаний об истории человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; • сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; • владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; • сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике; • владение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; • сформированность умений оценивать различные исторические версии. 6 Тематическое планирование Раздел Тема 1 Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала ХХ века. Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? Тема 3. Гражданская война: новые подходы. Тема 4. Индустриализация и командно-административная система. Тема 5. Коллективизация трагедия крестьянина труженика? Тема 6. Триумфальное поражение? (О советско-финской войне 1939-40гг.) Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во время войны. Тема 8. Страх или Свобода? (О причинах победы над Сталинградом). Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое. Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года... Тема 11. Современные актуальные вопросы истории. Повторение. Обобщение. Итого 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Кол-во часов Ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/408b6398 2 6 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/408b6398 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/408b6398 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/9dac0036 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5ee4bb46 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/3f9eb8b9 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/3faa6817 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/84f88578 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a58c8763 4 3 1 1 34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8979f58a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c66251b0