РП Проблемные аспекты изучения истории 11

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на

Утверждена приказом

Методическом совете

директора МАОУ «Гимназия № 41»

«27» августа 2024 года

от «30» августа 2024 года № 71

протокол № 4

Приложение к Основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ»
для учащихся 11 класса

Составители: Брежестовская И.А.,
Куликова Е.В., Путинцева Л.А.,
учителя истории и
обществознания высшей
квалификационной категории
МАОУ «Гимназия № 41»

Новоуральск
2024

2

Содержание программы учебного курса
1. Проблемы модернизации в развитии России начала 20 века.
Россия - «развивающееся общество» на рубеже веков. «Зависимое
развитие». Концепция Эванса применительно к России. Анализ возможностей
быстрого экономического развития страны. Три группы стран и их роль в
мировом экономическом процессе. «Германский путь» Н.Х.Бунге,
И.Л.Вышнеградского, С.Ю.Витте. Попытки внедрения «британской модели»
С.Ю.Витте и причины неудачи. Альтернатива однолинейному объяснению
модернизации России начала 20 века. Второй вариант модернизации,
предложенный «народниками», ее анализ. Процесс модернизации в советский
период и его последствия. «В ожидании шестой революции».
2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?
1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года
западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 17го в
СССР. Взгляды на Октябрьсовренменных историков. Выявление и анализ
альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин. Причины краха постфевральской
демократии и победы большевиков. Октябрьские события на Урале.
3. Гражданская война: новые подходы.
Гражданская война - трагедия русского народа. Проблема периодизации
Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность? Кто виновник
Гражданской войны? Причины победы «красных» и поражения «белых». Две
армии одного народа. Альтернативы «Ледяному» походу Добровольческой
армии. Альтернативные сценарии: «Белый крест», «Московский поход
Каледина», «Царицынский поход Корнилова», «Волжский поход Деникина».
Гражданская война на Урале.
4. Индустриализация и командно-административная система.
Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный этап
социалистической индустриализации. Альтернативные варианты проведения
индустриализации советским экономистом Фельдманом Г.А. Кадры. Анализ
планов и реальных сроков их выполнения. Проблемы стахановского движения и
рабочего самоуправления. «Незначительные жертвы» индустриализации.
Индустриализация на Урале.
5. Коллективизация - трагедия крестьянина - труженика?
Начало коллективизации. Этапы проведения. Категории кулачества.
Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Сопротивление крестьян.
Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923-33 гг. Альтернативный
план преобразования сельского хозяйства А.В.Чаянова. Трактовка решения
аграрной проблемы ученого-агрария Н.Д.Кондратьева. Коллективизация на

3

Урале.
6. Триумфальное поражение? (О советско-финской войне 1939-40гг.)
Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение
сил. Линия Маннергейма - серьезное препятствие для продвижения советских
войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение
войны. Версия Виктора Суворова: «Почему скрывают победу Красной Армии в
«зимней войне»? Кто проиграл зимнюю войну?
7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во время войны.
Официальная историография о внезапности нападения Германии на
Советский
Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14.06.41г. Дискуссия о
намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии. Сценарий
превентивного удара, разработанный Буничем: «Операция Гроза». Версия
В.Суворова: «Германский фашизм - это Ледокол Революции». Моделирование
превентивного удара по версии В.Суворова. Анализ вероятности подобных
сценариев.
8. Страх или Свобода? (О причинах победы над Сталинградом).
Приказ № 227 «Ни шагу назад!» и его оценки в историографии.
Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом. Цена победы большая кровь. Боевая мощь советского военного искусства. Не страх, а свобода
- главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность
нашего народа, его патриотизм - залог победы.
9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое.
Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»?
Сравнительный анализ версий и предположений советских и западных
историков и политологов о виновниках «холодной» войны. Взгляд на проблему
современных историков. Истоки «холодной» войны. Театры военных действий.
Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм миф или реальность? Горячие точки «холодной» войны. Разрядка и окончание
войны. Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением. Сегодня
мир, а что дальше? Размышления о предотвращении трагических последствий
войны.
10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года...
Хроника августовских событий. Версия М.Горбачева о причинах и
начале путча. Что произошло в августе 1991 года на самом деле: взгляд через
годы. «Проигрывание» неосуществленных сценариев августа 1991 года.
«Жесткий» и «мягкий» сценарии. Теория экономиста В.Леонтьева.
11. Современные актуальные вопросы истории.

4

Планируемые результаты освоения учебного курса
Освоение элективного курса направлено на достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностными
результатами
выпускников
основной
школы,
формируемыми при изучении содержания курса, являются:
• сформированность гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
• сформированность гражданской позиции учащегося как активного и
ответственного
члена
российского
общества,
осознающего
свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного
общества, уважение прав и свобод человека;
• сформированность
основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность
и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• осмысление
социально-нравственного опыта предшествующих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты:
• сформированность навыков критического мышления, анализа и
синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования;
• сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать
информацию: теории, концепции, факты;
• владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике
общественных наук;
• способность продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе

5

совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать
конфликты;
• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
• способность
к самостоятельной информационнопознавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
• умение
самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
• владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
• владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
Предметные результаты:
• овладение целостными представлениями об историческом развитии
человечества как необходимой основы для миропонимания и познания
современного общества;
• сформированность представлений о современной исторической науке,
ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач
прогрессивного развития России в глобальном мире;
• владение комплексом знаний об истории человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
• сформированность умений применять исторические знания в
профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
• владение
навыками проектной деятельности и исторической
реконструкции с привлечением различных источников;
• сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку
зрения в дискуссии по исторической тематике;
• владение приемами работы с историческими источниками, умениями
самостоятельно анализировать документальную базу по исторической
тематике;
• сформированность умений оценивать различные исторические версии.

6

Тематическое планирование
Раздел

Тема

1

Тема 1. Проблемы
модернизации в развитии
России начала ХХ века.
Тема 2. Был ли неизбежен
Октябрь 1917 года?
Тема 3. Гражданская война:
новые подходы.
Тема 4. Индустриализация и
командно-административная
система.
Тема 5. Коллективизация трагедия крестьянина труженика?
Тема 6. Триумфальное
поражение? (О
советско-финской войне
1939-40гг.)
Тема 7. Споры вокруг версии о
превентивном ударе СССР во
время войны.
Тема 8. Страх или Свобода? (О
причинах победы над
Сталинградом).
Тема 9. От «горячей» войны к
«холодной». Мир, расколотый
надвое.
Тема 10. Если бы ГКЧП пришел
к власти в августе 1991 года...
Тема 11. Современные
актуальные вопросы истории.
Повторение. Обобщение.
Итого

2
3
4

5

6

7

8

9

10
11
12

Кол-во
часов

Ресурсы
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/408b6398

2
6
2

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/408b6398
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/408b6398
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/9dac0036

4
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/5ee4bb46
4
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/3f9eb8b9
2
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/3faa6817
3
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/84f88578
2
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/a58c8763
4
3
1
1
34

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8979f58a
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/c66251b0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».