Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Утверждена приказом Методическом совете директора МАОУ «Гимназия № 41» «27» августа 2024 года от «30» августа 2024 года № 71 протокол № 4 Приложение к Основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МИР В ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВА» для учащихся 11 классов Составитель: Макарова Т.Л., учитель музыки высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия № 41» Новоуральск 2024 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «МИР В ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВА» Программа учебного курса по выбору «Мир в зеркале искусства» рассчитана на учащихся 11 классов в объеме 34 часов и направлена на формирование основных эстетических потребностей, развитие толерантного отношение к миру, искусству разных стран и эпох, способности воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой. В курс входят темы. «Художественная культура возрождения». Флоренция – колыбель итальянского Возрождения. Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Ренессанса. Проторенессанс в литературе (Данте) и живописи (Джотто). Мастера архитектуры (Ф. Брунеллески, Д. Браманте, А. Паладио) и изобразительного искусства (Донателло, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Возрождение в Венеции. Северное Возрождение (Я.ВанЭйк, А.Дюрер, П. Брейгель Старший) Трагедии В.Шекспира – вершина художественного обобщения характеров и ситуаций. «Художественная культура XVII –XVIII веков». Стилевое многообразие. Маньеризм (Эль Греко) Эстетика барокко. Барокко как стиль ансамбля: город, собор, дворец, парк (Л.Бернини). Взаимодействие тенденций барокко (П.-П.Рубенс) и реализма (М.Караваджо, Рембрандт Х. ван Рейн, Д.Веласкес) в живописи. Новые музыкальные жанры: опера (К.Монтеверди), инструментальная музыка (А.Корелли, А.Вивальди). Вершина свободнойполифинии в творчестве И.-С.Баха. Искусство рококо (А.Ватто, Ф.Буше). Эстетика классицизма. Классицизм в архитектуре и живописи (Н.Пуссен). Театр французского классицизма (Бомарше, Мольер). Оперная реформа К.-В.Глюка. Симфонизм Венской классической школы (Й.Гайдн, В.А. Моцарт, Л.ван Бетховен). Кредо критического реализма в литературе (Стендаль, Э.Золя, П.Мериме) и музыке (Ж.Бизе). Реалистическая живопись (Г. Курбе). 3 Русский портрет Д.Г.Левицкий,В.Л.Боровиковский), (Ф.И.Шубин) XVIIIвека. (Ф.С.Рокотов, мастера скульптурного портрета «Художественная культура XIX века». Эстетика романтизма. Романтизм в живописи (прерафаэлиты, У.Тёрнер, К.-Д.Фридрих,Э.Делакруа, Ф.Гойя). Русские передвижники (певец русского леса - И.И. Шишкин,И.И. Левитан, исторический жанр – В.В.Верещегин, Н.Н.Ге, В.М.Васнецов, реализмИ.Е.Репина, В.И.Сурикова Многообразие стилей зарубежной музыки (Ф.Шопен, И.Брамс, Р.Вагнер) Русская музыкальная культура(М.И.Глинка,«Могучая кучка»,П.И. Чайковский) Живописцы счастья – импрессионизм. Салон отверженных (К.Моне, Э.Мане, Гоген, Э.Дега, О.Ренуар, П.Сезан, К.А.Коровин, И.Э.Грабарь) «Художественная культура XX-XXI веков» Символизм. Символ в искусстве (метафоры, аллегории и т.д.) (М.А.Врубель, А.Н.Скрябин) Эстетика модерна. Синтез искусств в архитектуре (В.Орта, Г.Гимар, А.Гауди) Конструктивизм в архитектуре (Ш.-Э.ле Корбюзье); В живописи (Г. Климт). Новое видение мира в искусстве модернизма. Множественность направлений в живописи: фовизм А.Матисса, кубизм П.Пикассо, абстрактивизм В.Кандинского, сюрреализм Р.Магритта, С.Дали. Русская музыка XX века (С. С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке), Русский театр XX века (К.С.Станиславский, В.Э Мейерхольд, С.П.Дягилев) Становление и рассвет зарубежного кинематографа. Шедевры отечественного кинематографа (С.М.Эйзенштейн, А.Тарковский) Музыкальное искусство второй половины ХХв. (Битлз, ПинкФлойд, «Новая волна»). Электронная музыка. Кинематограф ХХI века. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ 4 Личностные: - понимание ценности художественного образования как средства развития культуры личности; - формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать искусство во всем многообразии видов и жанров; - осознание своей культурной и национальной принадлежности; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; - формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ; - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; - умение познавать мир через образы и формы искусства. Метапредметные: - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; - способность устанавливать реальные связи и зависимости; - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать по алгоритму произведения искусства, составлять простой и план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; - развитие художественно-образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира; - развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти; - формирование критического мышления, способность аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям искусства; получение опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для оформления творческих работ; - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. 5 Предметные: - познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль искусства в жизни человека и общества; осваивать основы искусствоведческой грамоты, особенности образновыразительного языка разных видов искусства, художественных средств выразительности; - оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства; - различать изученные виды и жанры искусства; - воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений искусства; - описывать (анализировать) произведения искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий; - формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей; - развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать искусство во всем многообразии видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира; - понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства; - уважать культуру других народов; - осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; - ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства; - организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства; - реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне; - развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия произведений искусства; - воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; - определять собственное отношение к произведениям искусства; 6 - проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 3 тема Художественная культура Возрождения Художественная культура XVII – XVIII веков Художественная культура XIX века Количество часов 8 Электронные ресурсы https://allpainters.ru/mikelandzhelo.html 10 https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/barok ko-prichudlivaya-zhemchuzhina-evropejskojkultury 5 https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/roma ntizm-krylya-svobody-i-vdoxnoveniya https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/realiz m-v-zhivopisi-otkaz-ot-idealov-v-polzuobydennosti 4 Художественная культура XX –XXI веков 8 5 Обобщение. Повторение Итого: 2 34 https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/mode rn-stil-v-zhivopisi https://dzen.ru/a/ZGfcgk9XGTdwqJ0t