РП Мир в зеркале искусства 11

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на

Утверждена приказом

Методическом совете

директора МАОУ «Гимназия № 41»

«27» августа 2024 года

от «30» августа 2024 года № 71

протокол № 4

Приложение к Основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«МИР В ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВА»
для учащихся 11 классов

Составитель: Макарова Т.Л.,
учитель музыки высшей
квалификационной категории
МАОУ «Гимназия № 41»

Новоуральск
2024

2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«МИР В ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВА»
Программа учебного курса по выбору «Мир в зеркале искусства»
рассчитана на учащихся 11 классов в объеме 34 часов и направлена на
формирование основных эстетических потребностей, развитие толерантного
отношение к миру, искусству разных стран и эпох, способности воспринимать
свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры
мировой.
В курс входят темы.
«Художественная культура возрождения».
Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.
Идеалы
гуманизма
в
искусстве
итальянского
Ренессанса.
Проторенессанс в литературе (Данте) и живописи (Джотто). Мастера
архитектуры (Ф. Брунеллески, Д. Браманте, А. Паладио) и изобразительного
искусства
(Донателло, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело,
Тициан). Возрождение в Венеции.
Северное Возрождение (Я.ВанЭйк, А.Дюрер, П. Брейгель Старший)
Трагедии В.Шекспира – вершина художественного обобщения
характеров и ситуаций.
«Художественная культура XVII –XVIII веков».
Стилевое многообразие. Маньеризм (Эль Греко)
Эстетика барокко. Барокко как стиль ансамбля: город, собор, дворец,
парк (Л.Бернини).
Взаимодействие тенденций барокко (П.-П.Рубенс) и реализма
(М.Караваджо, Рембрандт Х. ван Рейн, Д.Веласкес) в живописи.
Новые музыкальные жанры: опера (К.Монтеверди), инструментальная
музыка (А.Корелли, А.Вивальди). Вершина свободнойполифинии в творчестве
И.-С.Баха. Искусство рококо (А.Ватто, Ф.Буше).
Эстетика классицизма. Классицизм в архитектуре
и живописи
(Н.Пуссен). Театр французского классицизма (Бомарше, Мольер). Оперная
реформа К.-В.Глюка. Симфонизм Венской классической школы (Й.Гайдн, В.А. Моцарт, Л.ван Бетховен).
Кредо критического реализма в литературе (Стендаль, Э.Золя,
П.Мериме) и музыке (Ж.Бизе). Реалистическая живопись (Г. Курбе).

3

Русский
портрет
Д.Г.Левицкий,В.Л.Боровиковский),
(Ф.И.Шубин)

XVIIIвека.
(Ф.С.Рокотов,
мастера
скульптурного
портрета

«Художественная культура XIX века».
Эстетика романтизма. Романтизм в живописи (прерафаэлиты, У.Тёрнер,
К.-Д.Фридрих,Э.Делакруа, Ф.Гойя).
Русские передвижники (певец русского леса - И.И. Шишкин,И.И.
Левитан, исторический жанр – В.В.Верещегин, Н.Н.Ге, В.М.Васнецов,
реализмИ.Е.Репина, В.И.Сурикова
Многообразие стилей зарубежной музыки (Ф.Шопен,
И.Брамс,
Р.Вагнер)
Русская музыкальная культура(М.И.Глинка,«Могучая кучка»,П.И.
Чайковский)
Живописцы счастья – импрессионизм. Салон отверженных (К.Моне,
Э.Мане, Гоген, Э.Дега, О.Ренуар, П.Сезан, К.А.Коровин, И.Э.Грабарь)
«Художественная культура XX-XXI веков»
Символизм. Символ в искусстве (метафоры, аллегории и т.д.)
(М.А.Врубель, А.Н.Скрябин)
Эстетика модерна. Синтез искусств в архитектуре (В.Орта, Г.Гимар,
А.Гауди)
Конструктивизм в архитектуре (Ш.-Э.ле Корбюзье);
В живописи (Г. Климт).
Новое видение мира в искусстве модернизма. Множественность
направлений в живописи: фовизм А.Матисса, кубизм П.Пикассо,
абстрактивизм В.Кандинского, сюрреализм Р.Магритта, С.Дали.
Русская музыка XX века (С. С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович,
А.Г.Шнитке),
Русский театр XX века (К.С.Станиславский, В.Э Мейерхольд,
С.П.Дягилев)
Становление и рассвет зарубежного кинематографа.
Шедевры
отечественного
кинематографа
(С.М.Эйзенштейн,
А.Тарковский)
Музыкальное искусство второй половины ХХв. (Битлз, ПинкФлойд,
«Новая волна»). Электронная музыка. Кинематограф ХХI века.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

4

Личностные:
- понимание ценности художественного образования как средства развития
культуры личности;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и
воспринимать искусство во всем многообразии видов и жанров;
- осознание своей культурной и национальной принадлежности;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и
других народов, толерантность;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении
практических творческих работ;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- умение познавать мир через образы и формы искусства.
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
- способность устанавливать реальные связи и зависимости;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать по алгоритму произведения искусства, составлять простой и
план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),
использовать современные источники информации, в том числе материалы на
электронных носителях;
- развитие художественно-образного, эстетического типа мышления,
формирование целостного восприятия мира;
- развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
- формирование критического мышления, способность аргументировать свою
точку зрения по отношению к различным произведениям искусства;
получение опыта восприятия произведений искусства как основы
формирования коммуникативных умений;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и
др.);
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для
оформления творческих работ;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение
основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

5

Предметные:
- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место
и роль искусства в жизни человека и общества;
осваивать
основы
искусствоведческой
грамоты,
особенности
образновыразительного языка разных видов искусства, художественных
средств выразительности;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и
искусства;
- различать изученные виды и жанры искусства;
- воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа
произведений искусства;
- описывать (анализировать) произведения искусства и явления культуры,
используя для этого специальную терминологию, давать определения
изученных понятий;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни,
осознавать систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать
и воспринимать искусство во всем многообразии видов и жанров, осваивать
мультикультурную картину современного мира;
- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место
в ней отечественного искусства;
- уважать культуру других народов;
- осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в
произведениях искусства;
- организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию
личности на эстетическом уровне;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию,
формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия
произведений искусства;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах
произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь
выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой
деятельности;
- определять собственное отношение к произведениям искусства;

6

- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям
своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический
кругозор.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1

2

3

тема
Художественная
культура
Возрождения
Художественная
культура XVII –
XVIII веков
Художественная
культура XIX века

Количество
часов
8

Электронные ресурсы
https://allpainters.ru/mikelandzhelo.html

10

https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/barok
ko-prichudlivaya-zhemchuzhina-evropejskojkultury

5

https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/roma
ntizm-krylya-svobody-i-vdoxnoveniya
https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/realiz
m-v-zhivopisi-otkaz-ot-idealov-v-polzuobydennosti

4

Художественная
культура XX –XXI
веков

8

5

Обобщение.
Повторение
Итого:

2
34

https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/mode
rn-stil-v-zhivopisi
https://dzen.ru/a/ZGfcgk9XGTdwqJ0t


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».