Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Утверждена приказом Методическом совете директора МАОУ «Гимназия № 41» «27» августа 2024 года от «30» августа 2024 года № 71 протокол № 4 Приложение к Основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ИСКУССТВО КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА» для учащихся 10 класса Составитель: Макарова Т.Л., учитель музыки высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия № 41» Новоуральск 2024 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ИСКУССТВО КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА» Программа учебного курса по выбору «Искусство как способ познания мира» рассчитана на учащихся 10 классов в объеме 34 часов и направлена на формирование основных эстетических потребностей, развитие толерантного отношение к миру, способности воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой. В курс входят темы. «Художественная культура древнейших цивилизаций» Первые художники Земли Идея Вечной жизни – основа древнеегипетской культуры. Пирамиды, наземные храмы (Гиза, Карнак, Луксор, Рамессеум). Живописное и скульптурное украшение саркофагов и гробниц. Междуречье. Библиотека царя Ашшурбанипала, «Эпос о Гильгамеше». Сады семирамиды. Зиккурат. «Художественная культура античности» Эгейское искусство. Крито-микенская культура. Кносский дворец – легендарный Лабиринт (фрески, мелкая пластика). «Циклопическая» архитектура Микен. Древняя художественная символика и ритуал в современной культуре. Эстетика античности. Отражение поэтической мифологии греков в архитектуре (храмы архаики в Пестуме, Парфенон в Афинах), рельефе, скульптуре (Поликлет, Фидий, Скопас). Человек и рок в древнегреческом театре (Эсхил, Софокл, Еврипид). Архитектура и скульптура как отражение величия Древнего Рима (Римский форум, Колизей, Пантеон, Алтарь Мира, конная статуя Марка Аврелия). Римский дом(мозаики и фрески Помпей). Традиции античного мира в европейской и отечественной культуре. «Художественная культура средневековья» Мир Византийской культуры. Отражение восточно-христианского мировосприятия в архитектуре византийского крестово-купольного храма. Архитектурный облик древней Руси (архитектура Киева, Новгорода, Владимира – Суздальского, Москвы), деревянное зодчество. 3 Изобразительное искусство Руси (иконопись,фрески – Грек, Рублев, Дионисий) Западно-христианская базилика – символ романского стиля. Альгамбра – синтез романской и мусульманской культур. Эстетика готики. Готический храм – образ мира. Синтез искусств в готике. Региональные варианты готического стиля (Германия, Франция, Италия, Испания). Образы средневековой культуры в искусстве последующих эпох. «Средневековая культура Востока» Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре народов Древнего Востока. Индуистский храм и буддийская ступа – модели Вселенной Древней Индии (храмы Кхаджурахо, ступа в Санчи). Роль скульптуры в древнеиндийском искусстве. Фресковые циклы Аджанты. Эпос «Махабхарата» и «Рамаяна». Тадж-Махал – образец индо-мусульманской эстетики. Космологизм – основа китайской культуры. Единство слова, знака и изображения в китайской живописи (пейзажный жанр «горы-воды»). Запретный город Гугун, храм Неба, парк Ихэюань в Пекине как идеальное воплощение небесной гармонии. Эстетика синтоизма в японской культуре (архитектура святилища Аматерасу в Иссе). Ключевая идея японской художественной культуры «все в одном» (чайный домик, философские сады камней, гравюра на дереве). Художественная культура ислама. Мавританский стиль, архитектура ислама (медресе, минарет) Рубаи О.Хайям «Художественная культура возрождения» Флоренция – колыбель итальянского Возрождения. Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Ренессанса. Проторенессанс в литературе (Данте) и живописи (Джотто). Мастера архитектуры (Ф. Брунеллески, Д. Браманте, А. Паладио) и изобразительного искусства (Донателло, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Возрождение в Венеции. Северное Возрождение (Я.ВанЭйк, А.Дюрер, П. Брейгель Старший) Трагедии В.Шекспира – вершина художественного обобщения характеров и ситуаций. «Художественная культура XVII –XVIII веков» Стилевое многообразие. Маньеризм (Эль Греко) 4 Эстетика барокко. Барокко как стиль ансамбля: город, собор, дворец, парк (Л.Бернини). Взаимодействие тенденций барокко (П.-П.Рубенс) и реализма (М.Караваджо, Рембрандт Х. ван Рейн, Д.Веласкес) в живописи. Новые музыкальные жанры: опера (К.Монтеверди), инструментальная музыка (А.Корелли, А.Вивальди). Вершина свободнойполифинии в творчестве И.С.Баха. Искусство рококо (А.Ватто, Ф.Буше). Эстетика классицизма. Классицизм в архитектуре и живописи (Н.Пуссен). Театр французского классицизма (Бомарше, Мольер). Оперная реформа К.В.Глюка. Симфонизм Венской классической школы (Й.Гайдн, В.-А. Моцарт, Л.ван Бетховен). Кредо критического реализма в литературе (Стендаль, Э.Золя, П.Мериме) и музыке (Ж.Бизе). Реалистическая живопись (Г. Курбе). Русский портрет XVIII века. (Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий,В.Л.Боровиковский), мастера скульптурного портрета (Ф.И.Шубин) «Художественная культура XIX века» Эстетика романтизма. Романтизм в живописи (прерафаэлиты, У.Тёрнер, К.Д.Фридрих,Э.Делакруа, Ф.Гойя). Русские передвижники (певец русского леса - И.И. Шишкин,И.И. Левитан, исторический жанр – В.В.Верещегин, Н.Н.Ге, В.М.Васнецов, реализмИ.Е.Репина, В.И.Сурикова Многообразие стилей зарубежной музыки (Ф.Шопен, И.Брамс, Р.Вагнер) Русская музыкальная культура (М.И.Глинка, «Могучая кучка», П.И. Чайковский) Живописцы счастья – импрессионизм. Салон отверженных (К.Моне, Э.Мане, Гоген, Э.Дега, О.Ренуар, П.Сезан, К.А.Коровин, И.Э.Грабарь) «Художественная культура XX века». Символизм. Символ в искусстве (метафоры, аллегории и т.д.) (М.А.Врубель, А.Н.Скрябин) Эстетика модерна. Синтез искусств в архитектуре (В.Орта, Г.Гимар, А.Гауди) Конструктивизм в архитектуре (Ш.-Э.ле Корбюзье); В живописи (Г. Климт). Новое видение мира в искусстве модернизма. Множественность направлений в живописи: фовизм А.Матисса, кубизм П.Пикассо, абстрактивизмВ.Кандинского, сюрреализм Р.Магритта, С.Дали. Русская музыка XX века (С. С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке), 5 Русский театр XX века (К.С.Станиславский, В.Э Мейерхольд, С.П.Дягилев) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ: Личностные : - понимание ценности художественного образования как средства развития культуры личности; - формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать искусство во всем многообразии видов и жанров; - осознание своей культурной и национальной принадлежности; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; - формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ; - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; - умение познавать мир через образы и формы искусства. Метапредметные : - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; - способность устанавливать реальные связи и зависимости; - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать по алгоритму произведения искусства, составлять простой и план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; - развитие художественно-образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира; - развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти; - формирование критического мышления, способность аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям искусства; - получение опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для оформления творческих работ; 6 - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные: - познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль искусства в жизни человека и общества; - осваивать основы искусствоведческой грамоты, особенности образновыразительного языка разных видов искусства, художественных средств выразительности; - оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства; - различать изученные виды и жанры искусства; - воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений искусства; - описывать (анализировать) произведения искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий; - формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей; - развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать искусство во всем многообразии видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира; - понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства; - уважать культуру других народов; - осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; - ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства; - организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства; - реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне; - развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия произведений искусства; 7 - воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; - определять собственное отношение к произведениям искусства; - проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 тема Введение Художественная культура Древней цивилизации Художественная культура античности Количество часов 1 4 Электронные ресурсы http://www.visaginart.narod.ru/— Художественная культура средневековья Средневековая культура Востока Художественная культура Возрождения Художественная культура XVII – XVIII веков Художественная культура XIX века 7 http://www.mify.org/— мифология древней Греции. http://www.hellados.ru/— мифология Древней Греции http://www.smallbay.ru/— http://www.wonder.moost.ru/ http://www.wga.hu/— 4 http://leit.ru/ Художественная культура XX века Обобщение. Повторение Итого: 3 5 3 3 3 1 34 http://www.bocsh.org.ru/index.htmlhttp://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/7ed3840126b8-11da-8cd6-0800200c9a66/35/ http://www.sgu.ru/rus_hist/http://www.artlib.ru/http://daliworld.narod.ru/-