РП Искусство как способ познания мира 10

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на

Утверждена приказом

Методическом совете

директора МАОУ «Гимназия № 41»

«27» августа 2024 года

от «30» августа 2024 года № 71

протокол № 4

Приложение к Основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«ИСКУССТВО КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА»
для учащихся 10 класса

Составитель: Макарова Т.Л., учитель
музыки высшей
квалификационной категории
МАОУ «Гимназия № 41»

Новоуральск
2024

2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«ИСКУССТВО КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА»
Программа учебного курса по выбору «Искусство как способ познания
мира» рассчитана на учащихся 10 классов в объеме 34 часов и направлена на
формирование основных эстетических потребностей, развитие толерантного
отношение к миру, способности воспринимать свою национальную культуру как
неотъемлемую составляющую культуры мировой.
В курс входят темы.
«Художественная культура древнейших цивилизаций»
Первые художники Земли
Идея Вечной жизни – основа древнеегипетской культуры. Пирамиды,
наземные храмы (Гиза, Карнак, Луксор, Рамессеум). Живописное и скульптурное
украшение саркофагов и гробниц.
Междуречье. Библиотека царя Ашшурбанипала, «Эпос о Гильгамеше».
Сады семирамиды. Зиккурат.
«Художественная культура античности»
Эгейское искусство. Крито-микенская культура. Кносский дворец –
легендарный Лабиринт (фрески, мелкая пластика). «Циклопическая» архитектура
Микен. Древняя художественная символика и ритуал в современной культуре.
Эстетика античности. Отражение поэтической мифологии греков в
архитектуре (храмы архаики в Пестуме, Парфенон в Афинах), рельефе,
скульптуре (Поликлет, Фидий, Скопас). Человек и рок в древнегреческом театре
(Эсхил, Софокл, Еврипид).
Архитектура и скульптура как отражение величия Древнего Рима (Римский
форум, Колизей, Пантеон, Алтарь Мира, конная статуя Марка Аврелия). Римский
дом(мозаики и фрески Помпей). Традиции античного мира в европейской и
отечественной культуре.
«Художественная культура средневековья»
Мир Византийской культуры.
Отражение восточно-христианского мировосприятия в архитектуре
византийского крестово-купольного храма.
Архитектурный облик древней Руси (архитектура Киева, Новгорода,
Владимира – Суздальского, Москвы), деревянное зодчество.

3

Изобразительное искусство Руси (иконопись,фрески – Грек, Рублев,
Дионисий)
Западно-христианская базилика – символ романского стиля. Альгамбра –
синтез романской и мусульманской культур.
Эстетика готики. Готический храм – образ мира. Синтез искусств в готике.
Региональные варианты готического стиля (Германия, Франция, Италия,
Испания).
Образы средневековой культуры в искусстве последующих эпох.
«Средневековая культура Востока»
Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной
культуре народов Древнего Востока. Индуистский храм и буддийская ступа –
модели Вселенной Древней Индии (храмы Кхаджурахо, ступа в Санчи). Роль
скульптуры в древнеиндийском искусстве. Фресковые циклы Аджанты. Эпос
«Махабхарата» и «Рамаяна». Тадж-Махал – образец индо-мусульманской
эстетики.
Космологизм – основа китайской культуры. Единство слова, знака и
изображения в китайской живописи (пейзажный жанр «горы-воды»). Запретный
город Гугун, храм Неба, парк Ихэюань в Пекине как идеальное воплощение
небесной гармонии.
Эстетика синтоизма в японской культуре (архитектура святилища
Аматерасу в Иссе). Ключевая идея японской художественной культуры «все в
одном» (чайный домик, философские сады камней, гравюра на дереве).
Художественная культура ислама. Мавританский стиль, архитектура ислама
(медресе, минарет) Рубаи О.Хайям
«Художественная культура возрождения»
Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.
Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Ренессанса. Проторенессанс в
литературе (Данте) и живописи (Джотто). Мастера архитектуры (Ф. Брунеллески,
Д. Браманте, А. Паладио) и изобразительного искусства
(Донателло, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело,
Тициан). Возрождение в Венеции.
Северное Возрождение (Я.ВанЭйк, А.Дюрер, П. Брейгель Старший)
Трагедии В.Шекспира – вершина художественного обобщения характеров и
ситуаций.
«Художественная культура XVII –XVIII веков»
Стилевое многообразие. Маньеризм (Эль Греко)

4

Эстетика барокко. Барокко как стиль ансамбля: город, собор, дворец, парк
(Л.Бернини).
Взаимодействие
тенденций
барокко
(П.-П.Рубенс)
и
реализма
(М.Караваджо, Рембрандт Х. ван Рейн, Д.Веласкес) в живописи.
Новые музыкальные жанры: опера (К.Монтеверди), инструментальная
музыка (А.Корелли, А.Вивальди). Вершина свободнойполифинии в творчестве И.С.Баха. Искусство рококо (А.Ватто, Ф.Буше).
Эстетика классицизма. Классицизм в архитектуре и живописи (Н.Пуссен).
Театр французского классицизма (Бомарше, Мольер). Оперная реформа К.В.Глюка. Симфонизм Венской классической школы (Й.Гайдн, В.-А. Моцарт,
Л.ван Бетховен).
Кредо критического реализма в литературе (Стендаль, Э.Золя, П.Мериме) и
музыке (Ж.Бизе). Реалистическая живопись (Г. Курбе).
Русский
портрет
XVIII
века.
(Ф.С.Рокотов,
Д.Г.Левицкий,В.Л.Боровиковский), мастера скульптурного портрета (Ф.И.Шубин)
«Художественная культура XIX века»
Эстетика романтизма. Романтизм в живописи (прерафаэлиты, У.Тёрнер, К.Д.Фридрих,Э.Делакруа, Ф.Гойя).
Русские передвижники (певец русского леса - И.И. Шишкин,И.И. Левитан,
исторический жанр – В.В.Верещегин, Н.Н.Ге, В.М.Васнецов, реализмИ.Е.Репина,
В.И.Сурикова
Многообразие стилей зарубежной музыки (Ф.Шопен, И.Брамс, Р.Вагнер)
Русская музыкальная культура (М.И.Глинка, «Могучая кучка», П.И.
Чайковский)
Живописцы счастья – импрессионизм. Салон отверженных (К.Моне,
Э.Мане, Гоген, Э.Дега, О.Ренуар, П.Сезан, К.А.Коровин, И.Э.Грабарь)
«Художественная культура XX века».
Символизм.
Символ в искусстве (метафоры, аллегории и т.д.)
(М.А.Врубель, А.Н.Скрябин)
Эстетика модерна. Синтез искусств в архитектуре (В.Орта, Г.Гимар,
А.Гауди)
Конструктивизм в архитектуре (Ш.-Э.ле Корбюзье);
В живописи (Г. Климт).
Новое видение мира в искусстве модернизма. Множественность
направлений в живописи: фовизм А.Матисса, кубизм П.Пикассо,
абстрактивизмВ.Кандинского, сюрреализм Р.Магритта, С.Дали.
Русская музыка XX века (С. С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке),

5

Русский театр XX века (К.С.Станиславский, В.Э Мейерхольд, С.П.Дягилев)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
Личностные :
- понимание ценности художественного образования как средства развития
культуры личности;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и
воспринимать искусство во всем многообразии видов и жанров;
- осознание своей культурной и национальной принадлежности;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и
других народов, толерантность;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении
практических творческих работ;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
- умение познавать мир через образы и формы искусства.
Метапредметные :
- способность сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность;
- способность устанавливать реальные связи и зависимости;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать по алгоритму произведения искусства, составлять простой и план,
тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать
современные источники информации, в том числе материалы на электронных
носителях;
- развитие художественно-образного, эстетического типа мышления,
формирование целостного восприятия мира;
- развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
- формирование критического мышления, способность аргументировать
свою точку зрения по отношению к различным произведениям искусства;
- получение опыта восприятия произведений искусства как основы
формирования коммуникативных умений;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий
для оформления творческих работ;

6

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении и др.
Предметные:
- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять
место и роль искусства в жизни человека и общества;
- осваивать основы искусствоведческой грамоты, особенности
образновыразительного языка разных видов искусства, художественных средств
выразительности;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и
искусства;
- различать изученные виды и жанры искусства;
- воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного
образа произведений искусства;
- описывать (анализировать) произведения искусства и явления культуры,
используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных
понятий;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к
жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность
чувствовать и воспринимать искусство во всем многообразии видов и жанров,
осваивать мультикультурную картину современного мира;
- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и
место в ней отечественного искусства;
- уважать культуру других народов;
- осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных
в произведениях искусства;
- организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой
деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на
эстетическом уровне;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию,
формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия
произведений искусства;

7

- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах
произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять
ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- определять собственное отношение к произведениям искусства;
- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям
своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический
кругозор.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3

4
5
6
7
8

9

тема
Введение
Художественная культура
Древней цивилизации
Художественная культура
античности

Количество
часов
1
4

Электронные ресурсы
http://www.visaginart.narod.ru/—

Художественная культура
средневековья
Средневековая культура
Востока
Художественная культура
Возрождения
Художественная культура
XVII – XVIII веков
Художественная культура
XIX века

7

http://www.mify.org/—
мифология древней Греции.
http://www.hellados.ru/—
мифология Древней Греции
http://www.smallbay.ru/—
http://www.wonder.moost.ru/
http://www.wga.hu/—

4

http://leit.ru/

Художественная культура
XX века
Обобщение. Повторение
Итого:

3

5

3
3
3

1
34

http://www.bocsh.org.ru/index.htmlhttp://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/7ed3840126b8-11da-8cd6-0800200c9a66/35/
http://www.sgu.ru/rus_hist/http://www.artlib.ru/http://daliworld.narod.ru/-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».