Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Методическом совете от «27» августа 2024 г. протокол № 4 Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «30»августа 2024 г. № 71 Приложение к Основной образовательной программе начального общего образования МАОУ «Гимназия № 41» «ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ» Возраст обучающихся: 7-8 лет Срок реализации: 1 года Составитель: учителя начальных классов г. Новоуральск, 2024 г. 5 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного модуля «Введение в школьную жизнь» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания и авторской программы под редакцией К. Н. Поливановой, Г. А. Цукерман «Введение в школьную жизнь». Модуль «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». Этот курс носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребёнка, который уже не дошкольник, но ещё и не школьник. По форме, по манере общения «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Но материал, с которым работают дети, чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, сериацию, рассуждение, запоминание, внимание и т.п. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоение отношений: на выработку умений договориться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». Данный модуль адаптирован к УМК «Школа России». Цели и задачи модуля: Программа адаптационного периода – обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока; – способствует психологической адаптации детей в школе; – знакомит с основными школьными правилами; – прививает навыки индивидуальной, парной и коллективной работы; – обучает элементарным приемам обратной связи; – развивает внимание, память, мышление, воображение; – формирует классный коллектив. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты У ученика начнут формироваться (не менее 90% от общего числа обучающихся): -положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; -готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; -ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважение к их руду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; -умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами; -навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; -понимание важности бережного отношения к своему здоровью; -бережное отношение к природе, культуре родного края. У ученика могут быть сформированы: 6 - желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать; - стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности; - эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в ее сохранении; - осознание важности сохранять свое здоровье. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные УУД Ученик начнет учиться: -организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией и др.) -принимать (с помощью учителя, сорегуляция) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; -планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами; -действовать согласно составленному плану, составленному учителем; -оценивать (с помощью учителя) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. Ученик получит возможность научиться: -оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя); -попробует проявлять инициативу (с помощью учителя или на инициативном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения. Познавательные УУД Ученик начнет учиться: -осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; - применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов; -подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов; -целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; -пользоваться простыми условными обозначениями. Ученик получит возможность научиться : -осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений; -осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах; -классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков Коммуникативные УУД Ученик начнет учиться : - строить речевое высказывание в устной форме; 7 - отвечать на вопросы, задавать вопросы; - адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог). -вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; - проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Ученик получит возможность научиться : -допускать возможность существования у людей различных точек зрения; -проявлять терпимость по отношению к высказываниям других. Предметные результаты Ученик начнет учиться : -выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоема, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе; - различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам; - определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.); - сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ Знакомство, режим дня школьника, схема класса. Формы устного ответа. Формирование положительного отношения к школе. Знакомство. Знаки «Я» и «Мы» Парная форма работы. Приветствие детьми учителя и друг друга, введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я». Лента школьного времени. Школьные правила вежливости. Противоречие. «Люблю – не люблю» Противопоставление индивидуальной формы работы и работы парами, реакция на реплику, введение знаков «+», «-», самооценка, критерии, оценка. Обратная связь на уроке. Введение знака «Поднятая рука» Отработка введенных ранее знаков: «+»,«-», «я», «Мы», «Хор», провоцирование детей на разные мнения, диагностика и отработка разных критериев оценки. Школьные принадлежности. Взаимодействие в группах. Учимся спорить. Введение знака «Вопрос», ситуация недоопределенного правила, оценка, общая работа как сумма индивидуальных. Понятие содержательной оценки. Введение знака «Вопрос». Умение договариваться. Отработка знаков «+», «-», «?», групповые задания с неопределёнными правилами, адрес понятность сообщения. Отработка введенных знаков. Введение знака «Мы готовы!» Самооценка, критерии оценки. Адресованность действия при групповом взаимодействии, ловушка, развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальность. Организация дискуссии. Требования к высказыванию, обобщению. Введение знака «Ловушка» Отработка знаков, введенных ранее, актуализация навыков содержательного взаимодействия, которые отрабатывались ранее. Групповые задания с неопределенными правилами. 8 Ситуация неопределенного правила. Критерии оценки, точка зрения оценивающего. Праздник «Посвящение в ученики» проводится как итог успешности проведения межпредметного модуля «Введение в школьную жизнь». ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Количест Тема урока во часов 1 Давайте познакомимся! Введение знака «Звонок». 1 Режим дня школьника. Правила поведения в школе. 1 Приветствие друг друга. 1 Введение знака «Хор». Противопоставление знаку «Я». 1 Учимся работать вместе. Введение знака «Мы». 1 Введение знака «Вопрос». 1 «Я хочу задать вопрос учителю». 1 Работаем вместе. 1 «Я хочу задать вопрос товарищу!». 1 Ловушки. 1 Учимся работать вдвоём. 1 Отработка знаков, введенных ранее. 1 Актуализация навыков содержательного взаимодействия, которое отрабатывалось ранее. 1 Подготовка к празднику «Посвящение в первоклассники» 15. 1 Подготовка к празднику «Посвящение в первоклассники» 16. 1 Праздник «Посвящение в первоклассники» 9