Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Методическом совете от «27» августа 2024 г. протокол № 4 Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «30»августа 2024 г. № 71 Приложение к Основной образовательной программе начального общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКА» Для учащихся 4-х классов Срок реализации: 1 год Составитель: Бурухина Е.С. Новоуральск, 2024 г. Содержание программы Название раздела № 1 2 3 4 5 6 Всего часов Я – четвероклассник. Мои мечты. 4 Я и моя школа. 8 Я и мои друзья. 4 Что такое сотрудничество? 4 Кто я? Мои силы, мои возможности. 8 Я расту, я изменяюсь. 6 Итого: 34 Предлагаемая программа психологических занятий для обучающихся 4-х классов направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Программа составлена на основе труда Хухлаевой О.В. Тропинка к своему «Я» Занятия по программе помогают учащимся в понимании самих себя, своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами, учителями. Цель программы: развитие объективной самооценки младших школьников; формирование установки на преодоление школьных трудностей, сохранение психологического здоровья младших школьников. Задачи программы: 1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека. 2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека. 3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления. 4. Развивать навыки произвольного внимания и восприятия, обучить приемам образного и логического запоминания, обучить приемам аналитико-синтетической деятельности. 5. Познакомить с приемами целеполагания и планирования деятельности; 6. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем. 7. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения. 8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся, формировать связную и последовательную речь. Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности Личностные результаты: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям формирование самооценки - осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех. Метапредметные результаты: Познавательные: уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя, учиться исследовать свои качества и свои особенности, учиться рассуждать и строить логические умозаключения с помощью учителя, учиться наблюдать, умение структурировать знания, моделировать (преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель) ситуацию с помощью учителя, сравнивать предметы и объекты (находить общее и различие), группировать предметы и объекты на основе существенных признаков, самостоятельное формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, поиск и выделение необходимой информации и применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: организовывать свое рабочее место, принимать и сохранять учебную задачу, овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми, определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя, учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, уметь адекватно воспринимать предложения и оценку других людей. Коммуникативные: учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функций участников, способы взаимодействия; учиться работать в паре и в группе, управлять поведением партнера – оценивать, контролировать и корректировать действия партнера; выполнять различные роли; слушать и понимать речь других ребят; уметь отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению сверстников; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; задавать вопросы, проявляя инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешать конфликты, выявлять проблемы, находить и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, реализация принятого решения. Предметные результаты: формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности; на занятиях. привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения Тематическое планирование по внеурочной деятельности социальной направленности «Самооценка школьника» 1 год обучения – 34 часа Раздел 1 2 3 4 5 6 Темы занятий Я – четвероклассник. Количество часов 2 часа О чем мечтают в 4 классе? Школа и я – лучшие друзья. 2 часа 2 часа Я и мой учитель. Я vs лень. Школьные оценки. Настоящий друг. Трудности в отношениях с друзьями. Работа в команде. Сумей договориться. Кем я являюсь? Мой внутренний мир. Мой выбор – мой путь. Моя суперспособность. Я раньше и я сейчас Моё будущее 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 3 часа 3 часа Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности социальной направленности «Самооценка школьника» 1 год обучения – 34 часа Раздел 1 2 3 4 5 6 Темы занятий Количест во часов Я – четвероклассник. 2 часа О чем мечтают в 4 классе? Школа и я – лучшие друзья. 2 часа 2 часа Я и мой учитель. Я vs лень. Школьные оценки. Настоящий друг. Трудности в отношениях с друзьями. Работа в команде. Сумей договориться. Кем я являюсь? Мой внутренний мир. Мой выбор – мой путь. Моя суперспособность. Я раньше и я сейчас Моё будущее 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 3 часа 3 часа План 13.09.2024 – 04.10.2024 11.10.2024 – 29.11. 2024 06.12.2024 – 27.12.2024 10.01.2025 – 31.01.2025 07.02.2025 – 28.03.2025 04.04.2025 – 23.05.2025 Факт Список литературы 1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М.: изд-во «Ось»,2001 г. 2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. - Новосибирск, 1997 г. 3. Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс, развивающих занятий для младших школьников. — М.: АРКТИ, 2001. 4. Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы/В.Н. Карандышев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2011. 5. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. – М.: УЦ «Перспектива», 2001. 6. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Часть 1. Тетрадь 2 – М.: УЦ «Перспектива», 2007. 7. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Часть 3. Тетрадь 2 – М.: УЦ «Перспектива», 2006. 8. Познай самого себя. Уроки практической психологии в начальной школе. Учебное пособие. Автор – составитель Строганова Л.В. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 9. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – СПб.: Речь, 2006. 10. Преподавание психологии в школе. 3-11-й класс: Учеб-метод. Пособие/под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. 11. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С.Савинов. М.: Просвещение, 2010 12. Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001 г. 13. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения коррекционные программы. - М- Новая школа,1995 14. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). –М.: «Генезис», 2006.