Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»
Рассмотрена на Методическом совете
от «27» августа 2024 г.
протокол № 4
Утверждена приказом
директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «30»августа 2024 г. № 71
Приложение к Основной образовательной программе
начального общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКА»
Для учащихся 4-х классов
Срок реализации: 1 год
Составитель: Бурухина Е.С.
Новоуральск,
2024 г.
Содержание программы
Название раздела
№
1
2
3
4
5
6
Всего
часов
Я – четвероклассник. Мои мечты.
4
Я и моя школа.
8
Я и мои друзья.
4
Что такое сотрудничество?
4
Кто я? Мои силы, мои возможности.
8
Я расту, я изменяюсь.
6
Итого: 34
Предлагаемая программа психологических занятий для обучающихся 4-х классов
направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших
школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных
возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует
установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит
умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
Программа составлена на основе труда Хухлаевой О.В. Тропинка к своему «Я»
Занятия по программе помогают учащимся в понимании самих себя, своего места в
школьной жизни, во взаимодействии с ребятами, учителями.
Цель программы: развитие объективной самооценки младших школьников;
формирование
установки
на
преодоление
школьных
трудностей,
сохранение
психологического здоровья младших школьников.
Задачи программы:
1.
Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить
интерес к внутреннему миру другого человека.
2.
Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам,
голосу, понимать чувства другого человека.
3.
Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -
установку преодоления.
4.
Развивать навыки произвольного внимания и восприятия, обучить приемам
образного и логического запоминания, обучить приемам аналитико-синтетической
деятельности.
5.
Познакомить с приемами целеполагания и планирования деятельности;
6.
Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для
установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
7.
Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
8.
Расширять пассивный и активный словарь обучающихся, формировать
связную и последовательную речь.
Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с
элементами психологического тренинга.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям
формирование самооценки - осознание своих возможностей в учении,
способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение
видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
Метапредметные результаты:
Познавательные: уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства
других людей с помощью учителя, учиться исследовать свои качества и свои особенности,
учиться рассуждать и строить логические умозаключения с помощью учителя, учиться
наблюдать, умение структурировать знания, моделировать (преобразовывать объект из
чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель)
ситуацию с помощью учителя, сравнивать предметы и объекты (находить общее и
различие), группировать предметы и объекты на основе существенных признаков,
самостоятельное формулирование проблемы, самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и поискового характера, поиск и выделение необходимой
информации и применение методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место, принимать и сохранять
учебную задачу, овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и
взрослыми, определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя, определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных
ситуациях под руководством учителя, учиться осознавать свои трудности и стремиться к
их преодолению, уметь адекватно воспринимать предложения и оценку других людей.
Коммуникативные: учиться доверительно и открыто говорить о своих
чувствах; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять
цели, функций участников, способы взаимодействия; учиться работать в паре и в группе,
управлять поведением партнера – оценивать, контролировать и корректировать действия
партнера; выполнять различные роли; слушать и понимать речь других ребят; уметь
отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению сверстников; уметь с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; задавать
вопросы, проявляя инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешать конфликты, выявлять проблемы, находить и оценивать альтернативные
способы разрешения конфликта, реализация принятого решения.
Предметные результаты:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности;
на занятиях.
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения
Тематическое планирование по
внеурочной деятельности социальной направленности
«Самооценка школьника»
1 год обучения – 34 часа
Раздел
1
2
3
4
5
6
Темы занятий
Я – четвероклассник.
Количество
часов
2 часа
О чем мечтают в 4 классе?
Школа и я – лучшие друзья.
2 часа
2 часа
Я и мой учитель.
Я vs лень.
Школьные оценки.
Настоящий друг.
Трудности в отношениях с друзьями.
Работа в команде.
Сумей договориться.
Кем я являюсь?
Мой внутренний мир.
Мой выбор – мой путь.
Моя суперспособность.
Я раньше и я сейчас
Моё будущее
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
3 часа
3 часа
Календарно-тематическое планирование по
внеурочной деятельности социальной направленности
«Самооценка школьника»
1 год обучения – 34 часа
Раздел
1
2
3
4
5
6
Темы занятий
Количест
во часов
Я – четвероклассник.
2 часа
О чем мечтают в 4 классе?
Школа и я – лучшие друзья.
2 часа
2 часа
Я и мой учитель.
Я vs лень.
Школьные оценки.
Настоящий друг.
Трудности в отношениях с друзьями.
Работа в команде.
Сумей договориться.
Кем я являюсь?
Мой внутренний мир.
Мой выбор – мой путь.
Моя суперспособность.
Я раньше и я сейчас
Моё будущее
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
3 часа
3 часа
План
13.09.2024 –
04.10.2024
11.10.2024 –
29.11. 2024
06.12.2024 –
27.12.2024
10.01.2025 –
31.01.2025
07.02.2025 –
28.03.2025
04.04.2025 –
23.05.2025
Факт
Список литературы
1.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М.: изд-во
«Ось»,2001 г.
2.
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного
общения. - Новосибирск, 1997 г.
3.
Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс, развивающих занятий
для младших школьников. — М.: АРКТИ, 2001.
4.
Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия,
дидактические материалы/В.Н. Карандышев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. – Волгоград:
Учитель, 2011.
5.
Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. – М.: УЦ «Перспектива», 2001.
6.
Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Часть 1. Тетрадь 2 – М.: УЦ
«Перспектива», 2007.
7.
Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Часть 3. Тетрадь 2 – М.: УЦ
«Перспектива», 2006.
8.
Познай самого себя. Уроки практической психологии в начальной школе.
Учебное пособие. Автор – составитель Строганова Л.В. – М.: Педагогическое общество
России, 2005.
9.
Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая
программа для детей. – СПб.: Речь, 2006.
10. Преподавание психологии в школе. 3-11-й класс: Учеб-метод. Пособие/под
ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007.
11. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С.Савинов. М.: Просвещение, 2010
12. Пономаренко
П.П.,
Белоусова
Р.В.
Основы
психологии
для
старшеклассников. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001 г.
13. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения
коррекционные программы. - М- Новая школа,1995
14. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной
школе (1 – 4). –М.: «Генезис», 2006.