Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»
Рассмотрена на Методическом совете
от «27» августа 2024 г.
протокол № 4
Утверждена приказом
директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «30»августа 2024 г. № 71
Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА БИОЛОГИИ»
Возраст обучающихся: 13-14 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Катаева Л.Я.
г. Новоуральск,
2024 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа для курса биологии 7 класса составлена на основе следующих
нормативно-правовых документов:
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного основного общего
образования») с изменениями.
• Основной образовательной программы МАОУ «Гимназия 41»
С учетом авторской программы основного общего образования по биологии для 5-9
классы В.В.Пасечника(Биология. 5-9 классы.Рабочие программы к линии УМК под редакцией
В.В.Пасечника - М.: 2023), авторской рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Занимательная биология».
Актуальность создания программы обусловлена в первую очередь необходимостью
формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению курса биологии, а
также определенного набора знаний, опираясь на которые можно с большей эффективностью
осуществлять преподавание биологии в школе.
Общие цели и задачи учебного предмета соответствуют ФГОС ООО
Цели программы:
•
формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науки о живой
природе
•
формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих
ей закономерностях, биологических системах;
•
воспитание ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в
окружающей среде, т.е. экологической культуры.
Задачи:
повышение экологической культуры учащихся
формирование навыков научно-исследовательской деятельности.
воспитание трудолюбия, внимательности, аккуратности при выполнении работ;
воспитание бережного отношения к природе;
формирование эстетического вкуса учащихся в процессе оформления цветочных
композиций;
развитие биологического мышления учащихся в процессе изучение основных
ботанических понятий и явлений;
развитие навыков самостоятельной работы, наблюдательности и творческих
способностей учащихся при выполнении практических работ.
В учебном плане МАОУ «Гимназия 41»на 2024-2025 учебный год на освоение программы
внеурочной деятельности «Занимательная биология» в 7 классе отводится 1 час в неделю,
34 часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты (личностные УУД):
•
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам
•
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости
и общности глобальных проблем человечества;
•
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
•
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
•
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровье – сберегающих технологий
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
•
ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);
•
планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством
учителя);
•
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
•
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
•
владеть основами самоконтроля и самооценки;
•
осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
•
участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;
•
оценивать работу одноклассников;
•
в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;
•
проявлять уважение и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению;
•
критично относится к своему мнению.
Познавательные УУД
•
выделять главные существенные признаки понятий;
•
устанавливать причинно-следственные связи;
•
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
•
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
•
классифицировать информацию по заданным признакам;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
•
выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных
для живых организмов;
•
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных
организмов в жизни человека;
•
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде
обитания;;
•
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
•
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
•
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
•
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений
и ухода за ними;
Обучающийся получит возможность научиться:
•
находить информацию в научно-популярной литературе, биологических словарях,
справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в
другую;
•
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов
различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять
работу на защиту и защищать ее.
•
использовать приемы размножения и выращивания культурных растений;
•
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе;
•
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и
бактерий
Содержание программы внеурочной деятельности
1.Организационное занятие ( 1 ч).
Знакомство с кружковцами и их интересами. План работы на год. Перспективы занятий на
последующие годы. Правила поведения в кружке. Знакомство с литературой. Знакомство с
наглядными пособиями кабинета биологии.
2.Осенние явления в природе ( 5 ч).
Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников.
Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений.
Практическая работа №1. Сбор различных плодов и семян (боб, орешек, коробочка, стручок,
семянка, зерновка и др.) для изготовления наглядных пособий.
Практическая работа. № 2. Изготовление наглядных пособий: коллекций плодов и семян
Практическая работа № 3. Сбор материала для изготовления поделок из природного
материала.
Практическая работа № 4. Изготовление поделок из природного материала
3. Зеленые спутники человека (6 ч).
Викторина «Путешествие с комнатными растениями».
Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими
особенностями растений и временем года. Значение перевалки и пересадки для роста и
развития растений. Сроки и техника проведения этой работы. Практическая работа № 5
.Уход за комнатными растениями.
Питание, дыхание и фотосинтез как основные процессы
организма.Питание комнатных растений. Питательные вещества,
правильного развития комнатных растений
жизнедеятельности
необходимые для
Виды удобрений, их характеристика. Подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и
количество подкормок в течение вегетационного периода.
Значение комнатных растений в жизни человека. Комнатные растения и чистота воздуха в
помещении.
4. Часы занимательной биологии ( 6 ч).
Живые барометры. Растения – приборы и индикаторы. Растения – гиганты и карлики.
«Зелёный космонавт». «Растения – кроты». Корень жизни (растения –лекари). Флора
Ульяновской области. Охраняемые растения Ульяновской области. Растения –хищники.
5. Зима в жизни растений и животных (5 ч).
Причины (изменения) сезонного поведения птиц. Зимующие птицы.
Сроки пролета зимующих (пролетных) птиц: снегирей, чижей, чечеток, свиристелей.
Практическая работа № 6. Изготовление кормушек и их развеска. Наблюдение за
кормящимися птицами. Их определение.
Приспособления растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в
зимнее время. Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений.
Жизнь животных зимой. Приспособления животных к перенесению низких температур и
неблагоприятных условий в зимнее время. Учеты животных по белой тропе.
6. Биологическая гостиная (4 ч).
КВН «В мире животных». Конкурс рисунков о природе. День птиц (интерактивный устный
журнал «В мире птиц» для учащихся 1-2 класов).День Земли ( выступление экологической
агитбригады для учащихся 5 классов)
7. Мы должны их спасти( 5 ч).
Роль животных в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды животных. Законы об
охране животных.
Практическая работа № 7. Выпуск газеты «Красная книга».
Роль растений в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды растений. Законы об
охране растений.
Практическая работа.№ 8 Выпуск газеты «Берегите первоцветы!».
Практическая работа № 9. Экодесант.Уход за цветниками
8.Зеленая аптека (1 ч).
Роль лекарственных растений в жизни человека. Лекарственные растения местной флоры, их
биологические особенности. Охрана лекарственных растений.
Итоговое занятие
Подведение итогов работы кружка за год.
Тематическое планирование
№, Тема
1.Организационное занятие
2.Осенние явления в природе
3. Зеленые спутники человека
4.Часы занимательной биологии
5. Зима в жизни растений и животных
6. Биологическая гостиная
7. Мы должны их спасти
8.Зелёная аптека. Итоговое занятие
Итого: 34часа
Количество
часов
1
5
6
6
5
4
5
2
Перечень практических работ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема
Сбор различных плодов и семян (боб, орешек, коробочка, стручок, семянка, зерновка
и др.) для изготовления наглядных пособий.
Изготовление наглядных пособий: коллекций плодов и семян
Сбор материала для изготовления поделок из природного материала
Изготовление поделок из природного материала
Уход за комнатными растениями
Изготовление кормушек и их развеска. Наблюдение за кормящимися птицами. Их
определение
Выпуск газеты «Красная книга».
Выпуск газеты «Берегите первоцветы!».
Экодесант.Уход за цветами.
Итого: 9
Календарно-тематическое планирование
Дата
№п/п
Тема занятия
1
Вводное занятие. Инструктаж
по
правилам
техники
безопасности
Кол-во
часов
Формы
занятий
проведения
1
Организационное
занятие
Сентябрь
Тема 1. Осенние явления в природе (5 ч)
2
Осенние явления в природе
1
Экскурсия
Сентябрь
3
Практическая
работа
№1.Сбор
природного
материала для изготовления
наглядных пособий
1
Практикоориентированное
занятие
Сентябрь
4
Практическая работа №
2.Изготовление
наглядных
пособий
1
Практикоориентированное
занятие
Сентябрь
5
Практическая работа №
3. Сбор природного материала
для изготовления поделок
(шишек, желудей, хвои, и
другого
природного
материала)
1
Практикоориентированное
занятие
Октябрь
6
Практическая работа № 4.
Изготовление
поделок из
природного материала
1
Практикоориентированное
занятие
Октябрь
Тема 2. Зелёные спутники человека (6 ч)
7
Викторина «Путешествие
комнатными растениями»
с
1
Интеллектуальнопознавательное
занятие
Октябрь
89
Виды ухода за комнатными
растениями.
Практическая
работа
№5.Уход
за
комнатными растениями.
2
Практикоориентированное
занятие
Октябрь
10
Питание,
дыхание
и
фотосинтез как основные
процессы жизнедеятельности
организма.
1
Интеллектуальноразвивающее занятие
Ноябрь
11
Удобрения.
использования.
Правила
1
Интеллектуальноразвивающее,
практикоориентированное
занятие
Ноябрь
12
Значение комнатных растений
в жизни человека.
1
Интеллектуальноразвивающее занятие
Ноябрь
Тема 3.Часы занимательной биологии ( 6 ч)
13
Живые барометры. Растения –
приборы и индикаторы
1
Интеллектуальнопознавательное
занятие
Ноябрь
14
Растения – гиганты и карлики
1
Интеллектуальнопознавательное
занятие
Декабрь
15
«Зелёный
космонавт».
«Растения – кроты»
1
Интеллектуальнопознавательное
занятие
Декабрь
16
Корень жизни. Растения –
лекари
1
Интеллектуальнопознавательное
занятие
Декабрь
17
Флора Ульяновской области.
Охраняемые
растения
Ульяновской области
1
Интеллектуальноразвивающее занятие
Декабрь
18
Растения – хищники
1
Интеллектуальнопознавательное
занятие
Январь
Тема 4. Зима в жизни растений и животных (5 ч)
19
Причины
сезонного
поведения птиц. Зимующие
птицы.
1
Интеллектуальноразвивающее занятие
Январь
20
Сроки
птиц:
1
Интеллектуальноразвивающее занятие
Январь
пролета зимующих
снегирей,
чижей,
чечеток, свиристелей.
21
Организация
подкормки птиц
зимней
1
Практикоориентированное
занятие
Январь
Практическая работа № 6.
22
Наблюдение
за
жизнью
растений и животных зимой.
1
Экскурсия
Февраль
23
Приспособления растений к
перенесению
низких
температур
и
неблагоприятных условий в
зимнее время.
1
Интеллектуальноразвивающее занятие
Февраль
Тема 5.Биологическая гостиная (4 ч)
24
КВН «В мире животных»
1
Интеллектуальнопознавательное,
игровое занятие
Февраль
25
Конкурс рисунков о природе
1
Интеллектуальнопознавательное
занятие
Февраль
26
День птиц: устный журнал «В
мире птиц»
1
Интеллектуальнопознавательное
занятие
Март
27
День Земли
1
Интеллектуальнопознавательное,
игровое занятие
Март
Тема 6. Мы должны их спасти (5 ч)
28
По страницам Красной книги.
Животные.
1
Интеллектуальноразвивающее занятие
Март
29
По страницам Красной книги.
Растения. Законы об охране
природы.
1
Интеллектуальноразвивающее занятие
Апрель
30
Практическая работа №
7.Выпуск газеты «Красная
книга»
1
Практикоориентированное
занятие
Апрель
31
Практическая работа №
8. Выпуск газеты «Берегите
первоцветы!»
1
Практикоориентированное
занятие
Апрель
32
День экологических действий.
1
Практикоориентированное
занятие
Май
Практическая работа
9. Уход за цветниками
Тема 7. Зелёная аптека. (2 ч)
№
33
Зеленая
аптека.
Лекарственные
растения.
Охрана
лекарственных
растений.
1
Интеллектуальноразвивающее занятие
Май
34
Итоговое занятие
1
Игровое занятие
Май
Интернет-ресурсы
1. http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов».
2. http://www.fcior.edu.ru/
3. www.bio.1september.ru – газета «Биология».
4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
5. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
6. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.
7. http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/mail/html — ресурсы по биологии
8. http://informine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml — база данных по биологии