Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Методическом совете от «27» августа 2024 г. протокол № 4 Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «30»августа 2024 г. № 71 Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА БИОЛОГИИ» Возраст обучающихся: 13-14 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Катаева Л.Я. г. Новоуральск, 2024 г. Пояснительная записка Рабочая программа для курса биологии 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного основного общего образования») с изменениями. • Основной образовательной программы МАОУ «Гимназия 41» С учетом авторской программы основного общего образования по биологии для 5-9 классы В.В.Пасечника(Биология. 5-9 классы.Рабочие программы к линии УМК под редакцией В.В.Пасечника - М.: 2023), авторской рабочей программы курса внеурочной деятельности «Занимательная биология». Актуальность создания программы обусловлена в первую очередь необходимостью формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению курса биологии, а также определенного набора знаний, опираясь на которые можно с большей эффективностью осуществлять преподавание биологии в школе. Общие цели и задачи учебного предмета соответствуют ФГОС ООО Цели программы: • формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науки о живой природе • формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах; • воспитание ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в окружающей среде, т.е. экологической культуры. Задачи: повышение экологической культуры учащихся формирование навыков научно-исследовательской деятельности. воспитание трудолюбия, внимательности, аккуратности при выполнении работ; воспитание бережного отношения к природе; формирование эстетического вкуса учащихся в процессе оформления цветочных композиций; развитие биологического мышления учащихся в процессе изучение основных ботанических понятий и явлений; развитие навыков самостоятельной работы, наблюдательности и творческих способностей учащихся при выполнении практических работ. В учебном плане МАОУ «Гимназия 41»на 2024-2025 учебный год на освоение программы внеурочной деятельности «Занимательная биология» в 7 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные результаты (личностные УУД): • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье – сберегающих технологий Метапредметные результаты: Регулятивные УУД • ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя); • планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя); • работать в соответствии с поставленной учебной задачей; • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; • владеть основами самоконтроля и самооценки; • осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: • участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество; • оценивать работу одноклассников; • в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами; • проявлять уважение и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению; • критично относится к своему мнению. Познавательные УУД • выделять главные существенные признаки понятий; • устанавливать причинно-следственные связи; • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; • классифицировать информацию по заданным признакам; Предметные результаты Обучающийся научится: • выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов; • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;; • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними; Обучающийся получит возможность научиться: • находить информацию в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее. • использовать приемы размножения и выращивания культурных растений; • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий Содержание программы внеурочной деятельности 1.Организационное занятие ( 1 ч). Знакомство с кружковцами и их интересами. План работы на год. Перспективы занятий на последующие годы. Правила поведения в кружке. Знакомство с литературой. Знакомство с наглядными пособиями кабинета биологии. 2.Осенние явления в природе ( 5 ч). Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений. Практическая работа №1. Сбор различных плодов и семян (боб, орешек, коробочка, стручок, семянка, зерновка и др.) для изготовления наглядных пособий. Практическая работа. № 2. Изготовление наглядных пособий: коллекций плодов и семян Практическая работа № 3. Сбор материала для изготовления поделок из природного материала. Практическая работа № 4. Изготовление поделок из природного материала 3. Зеленые спутники человека (6 ч). Викторина «Путешествие с комнатными растениями». Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника проведения этой работы. Практическая работа № 5 .Уход за комнатными растениями. Питание, дыхание и фотосинтез как основные процессы организма.Питание комнатных растений. Питательные вещества, правильного развития комнатных растений жизнедеятельности необходимые для Виды удобрений, их характеристика. Подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода. Значение комнатных растений в жизни человека. Комнатные растения и чистота воздуха в помещении. 4. Часы занимательной биологии ( 6 ч). Живые барометры. Растения – приборы и индикаторы. Растения – гиганты и карлики. «Зелёный космонавт». «Растения – кроты». Корень жизни (растения –лекари). Флора Ульяновской области. Охраняемые растения Ульяновской области. Растения –хищники. 5. Зима в жизни растений и животных (5 ч). Причины (изменения) сезонного поведения птиц. Зимующие птицы. Сроки пролета зимующих (пролетных) птиц: снегирей, чижей, чечеток, свиристелей. Практическая работа № 6. Изготовление кормушек и их развеска. Наблюдение за кормящимися птицами. Их определение. Приспособления растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Экскурсия в природу. Проведение фенологических наблюдений. Жизнь животных зимой. Приспособления животных к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. Учеты животных по белой тропе. 6. Биологическая гостиная (4 ч). КВН «В мире животных». Конкурс рисунков о природе. День птиц (интерактивный устный журнал «В мире птиц» для учащихся 1-2 класов).День Земли ( выступление экологической агитбригады для учащихся 5 классов) 7. Мы должны их спасти( 5 ч). Роль животных в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды животных. Законы об охране животных. Практическая работа № 7. Выпуск газеты «Красная книга». Роль растений в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды растений. Законы об охране растений. Практическая работа.№ 8 Выпуск газеты «Берегите первоцветы!». Практическая работа № 9. Экодесант.Уход за цветниками 8.Зеленая аптека (1 ч). Роль лекарственных растений в жизни человека. Лекарственные растения местной флоры, их биологические особенности. Охрана лекарственных растений. Итоговое занятие Подведение итогов работы кружка за год. Тематическое планирование №, Тема 1.Организационное занятие 2.Осенние явления в природе 3. Зеленые спутники человека 4.Часы занимательной биологии 5. Зима в жизни растений и животных 6. Биологическая гостиная 7. Мы должны их спасти 8.Зелёная аптека. Итоговое занятие Итого: 34часа Количество часов 1 5 6 6 5 4 5 2 Перечень практических работ № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема Сбор различных плодов и семян (боб, орешек, коробочка, стручок, семянка, зерновка и др.) для изготовления наглядных пособий. Изготовление наглядных пособий: коллекций плодов и семян Сбор материала для изготовления поделок из природного материала Изготовление поделок из природного материала Уход за комнатными растениями Изготовление кормушек и их развеска. Наблюдение за кормящимися птицами. Их определение Выпуск газеты «Красная книга». Выпуск газеты «Берегите первоцветы!». Экодесант.Уход за цветами. Итого: 9 Календарно-тематическое планирование Дата №п/п Тема занятия 1 Вводное занятие. Инструктаж по правилам техники безопасности Кол-во часов Формы занятий проведения 1 Организационное занятие Сентябрь Тема 1. Осенние явления в природе (5 ч) 2 Осенние явления в природе 1 Экскурсия Сентябрь 3 Практическая работа №1.Сбор природного материала для изготовления наглядных пособий 1 Практикоориентированное занятие Сентябрь 4 Практическая работа № 2.Изготовление наглядных пособий 1 Практикоориентированное занятие Сентябрь 5 Практическая работа № 3. Сбор природного материала для изготовления поделок (шишек, желудей, хвои, и другого природного материала) 1 Практикоориентированное занятие Октябрь 6 Практическая работа № 4. Изготовление поделок из природного материала 1 Практикоориентированное занятие Октябрь Тема 2. Зелёные спутники человека (6 ч) 7 Викторина «Путешествие комнатными растениями» с 1 Интеллектуальнопознавательное занятие Октябрь 89 Виды ухода за комнатными растениями. Практическая работа №5.Уход за комнатными растениями. 2 Практикоориентированное занятие Октябрь 10 Питание, дыхание и фотосинтез как основные процессы жизнедеятельности организма. 1 Интеллектуальноразвивающее занятие Ноябрь 11 Удобрения. использования. Правила 1 Интеллектуальноразвивающее, практикоориентированное занятие Ноябрь 12 Значение комнатных растений в жизни человека. 1 Интеллектуальноразвивающее занятие Ноябрь Тема 3.Часы занимательной биологии ( 6 ч) 13 Живые барометры. Растения – приборы и индикаторы 1 Интеллектуальнопознавательное занятие Ноябрь 14 Растения – гиганты и карлики 1 Интеллектуальнопознавательное занятие Декабрь 15 «Зелёный космонавт». «Растения – кроты» 1 Интеллектуальнопознавательное занятие Декабрь 16 Корень жизни. Растения – лекари 1 Интеллектуальнопознавательное занятие Декабрь 17 Флора Ульяновской области. Охраняемые растения Ульяновской области 1 Интеллектуальноразвивающее занятие Декабрь 18 Растения – хищники 1 Интеллектуальнопознавательное занятие Январь Тема 4. Зима в жизни растений и животных (5 ч) 19 Причины сезонного поведения птиц. Зимующие птицы. 1 Интеллектуальноразвивающее занятие Январь 20 Сроки птиц: 1 Интеллектуальноразвивающее занятие Январь пролета зимующих снегирей, чижей, чечеток, свиристелей. 21 Организация подкормки птиц зимней 1 Практикоориентированное занятие Январь Практическая работа № 6. 22 Наблюдение за жизнью растений и животных зимой. 1 Экскурсия Февраль 23 Приспособления растений к перенесению низких температур и неблагоприятных условий в зимнее время. 1 Интеллектуальноразвивающее занятие Февраль Тема 5.Биологическая гостиная (4 ч) 24 КВН «В мире животных» 1 Интеллектуальнопознавательное, игровое занятие Февраль 25 Конкурс рисунков о природе 1 Интеллектуальнопознавательное занятие Февраль 26 День птиц: устный журнал «В мире птиц» 1 Интеллектуальнопознавательное занятие Март 27 День Земли 1 Интеллектуальнопознавательное, игровое занятие Март Тема 6. Мы должны их спасти (5 ч) 28 По страницам Красной книги. Животные. 1 Интеллектуальноразвивающее занятие Март 29 По страницам Красной книги. Растения. Законы об охране природы. 1 Интеллектуальноразвивающее занятие Апрель 30 Практическая работа № 7.Выпуск газеты «Красная книга» 1 Практикоориентированное занятие Апрель 31 Практическая работа № 8. Выпуск газеты «Берегите первоцветы!» 1 Практикоориентированное занятие Апрель 32 День экологических действий. 1 Практикоориентированное занятие Май Практическая работа 9. Уход за цветниками Тема 7. Зелёная аптека. (2 ч) № 33 Зеленая аптека. Лекарственные растения. Охрана лекарственных растений. 1 Интеллектуальноразвивающее занятие Май 34 Итоговое занятие 1 Игровое занятие Май Интернет-ресурсы 1. http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов». 2. http://www.fcior.edu.ru/ 3. www.bio.1september.ru – газета «Биология». 4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии. 5. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». 6. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы. 7. http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/mail/html — ресурсы по биологии 8. http://informine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml — база данных по биологии