Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Методическом совете от «27» августа 2024 г. протокол № 4 Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «30»августа 2024 г. № 71 Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕГОДНЯ ПРО СЧАСТЛИВОЕ ЗАВТРА» Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации: 1 год Составители: Олейник Е.А., Шалагинова Т.В. Новоуральск 2024 г. Пояснительная записка Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Профилактическая игра-тренинг «Сегодня про счастливое завтра» направлена на формирование психологической устойчивости, снижения риска вовлечения в зависимое поведение и создание правильных жизненных установок у подрастающего поколения. Данная программа способствует созданию профилактической среды в образовательных организациях через влияние на развитие личности и ценностных ориентиров подростков, создание предпосылок для формирования психологической устойчивости к вовлечению в зависимости, укрепление социальной активной жизненной позиции, развитие самоконтроля поведения и самоэффективности. Цель программы – формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков к употреблению психоактивных веществ. Задачи: - Сформировать психологические механизмы, препятствующие развитию любой формы зависимого поведения у подростков, работая и развивая личностный потенциал подрастающего поколения. - Активизировать у обучающихся мотивацию и черты социально-успешной личности, способной самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами. - Пропагандировать и укреплять ценность здоровья, воспитывая бережное и ответственное к нему отношение. Сроки реализации программы Данная программа рассчитана на 1 год и предполагает проведение занятий с детьми среднего школьного возраста. Программа реализуется по модулям. Каждый класс проходит все модули в течение двух месяцев. На первом общем занятии происходит входная диагностика, на общем завершающем занятии- итоговая диагностика и круглый стол по результатам реализации программы. Формы и методы работы Игра с элементами психологического тренинга. В программе используются следующие методы и формы обучения: словесный (дискуссия, рассказ, объяснение), наглядный, видеометод (демонстрация), практический; метод мотивации интереса; интерактивная форма обучения (обмен мнениями, информацией), индивидуальные и командные формы работ. Формы подведения итогов реализации программы Обязательной итоговой составляющей каждого занятия программы является прием обратной связи - это высказывание участниками занятия своих мыслей, ощущений, пожеланий. Обратная связь является не только важным источником информации для специалиста, реализующего программу, но и эффективным инструментом для формирования и развития у подростков умения слушать и слышать других людей. Содержание программы Программа включает в себя три этапа. Этапы программы выстроены в логическом порядке и предназначены для последовательного проведения. В них раскрываются следующие темы: ЭТАП Nº 1. «Здоровое поколение» - содействие формированию представления о здоровом образе жизни в современном социокультурном пространстве. Видное анкетирование ЭТАП Nº 2. «Нет» рискованному поведению» - практическая отработка техник отказа, формирование навыков уверенного поведения. ЭТАП Nº 3. «Перспектива построения будущего» - формирование мотивации и навыков постановки жизненных целей. Тематическое планирование № занятия Тема занятия 1 Входная диагностика. Понятие «Здоровый образ жизни». (для всех параллелей) Количество часов 5-6 классы 2 Создание образа подростка, ведущего ЗОЖ. 1 3 Практическое занятие. Просмотр социального видеоролика с последующим обсуждением. 1 4 Я могу сказать «НЕТ» рискованному поведению. 1 5 Достижение мечты. 1 6 Методика «Пять почему». 1 7 Практическое занятие. Просмотр притчи «Полнота жизни». 1 8 Техника «Колесо жизненного баланса». 1 9 Перспектива будущего. 1 7 классы 10 Создание образа подростка, ведущего ЗОЖ. 1 11 Практическое занятие. Просмотр социального видеоролика с последующим обсуждением. 1 12 Я могу сказать «НЕТ» рискованному поведению. 1 13 Достижение мечты. 1 14 Методика «Пять почему». 1 15 Практическое занятие. Просмотр притчи «Полнота жизни». 1 16 Техника «Колесо жизненного баланса». 1 17 Перспектива будущего. 1 8 классы 18 Создание образа подростка, ведущего ЗОЖ. 1 19 Практическое занятие. Просмотр социального видеоролика с последующим обсуждением. 1 20 Я могу сказать «НЕТ» рискованному поведению. 1 21 Достижение мечты. 1 22 Методика «Пять почему». 1 23 Практическое занятие. Просмотр притчи «Полнота жизни». 1 24 Техника «Колесо жизненного баланса». 1 25 Перспектива будущего. 1 9 классы 26 Создание образа подростка, ведущего ЗОЖ. 1 27 Практическое занятие. Просмотр социального видеоролика с последующим обсуждением. 1 28 Я могу сказать «НЕТ» рискованному поведению. 1 29 Достижение мечты. 1 30 Методика «Пять почему». 1 31 Практическое занятие. Просмотр притчи «Полнота жизни». 1 32 Техника «Колесо жизненного баланса». 1 33 Перспектива будущего. 1 34 Итоговая диагностика. Круглый стол по теме: «Мы за здоровый образ жизни». (для всех параллелей). Всего часов 1 34 Ожидаемые конечные результаты реализации программы Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы Личностные результаты: формирование способности к самооценке на основе критериев успешности деятельности; развитие личности обучающихся, формирование позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ; реализация творческого потенциала в процессе коллективной деятельности; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; формирование ценности здорового образа жизни; в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные результаты: регулятивные УУД: планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации; самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия; умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им; умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности. . коммуникативные УУД: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Предметные результаты: Повышения уровня мотивации к ведению здорового образа жизни. Повышение уровня развития умений и навыков: уверенного позитивного поведения; конструктивного общения между собой и со взрослыми; отстаивания и защиты своей точки зрения; Повышение общей культуры поведения и формирование образа социальноуспешного человека. Список литературы 1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПБ: Питер, 2005 2. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб., 2005 3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб.: Речь, 2009. 4. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А. Левановой. - СПб.: Питер, 2007. 5. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: Профилактика асоциального поведения. - СПб.: Речь, 2007. 6. Микляева А.В. «Я-подросток». Программа уроков психологии. - СПб.: Речь, 2006. 7. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Г.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р.; под общей ред. Битяновой М.Р.- СПо.: Питер, 2007. 8. Трохишина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. - СПб.: Речь, 2006. 9. Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков.- М.: Айрис-пресс, 2005. 10. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности.-СПб.: Речь, 2006.- 112с.