Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»
Рассмотрена на Методическом совете
от «27» августа 2024 г.
протокол № 4
Утверждена приказом
директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «30»августа 2024 г. № 71
Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЕГОДНЯ ПРО СЧАСТЛИВОЕ ЗАВТРА»
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 1 год
Составители: Олейник Е.А.,
Шалагинова Т.В.
Новоуральск
2024 г.
Пояснительная записка
Дополнительная
образовательная
(общеразвивающая)
программа
«Профилактическая игра-тренинг «Сегодня про счастливое завтра» направлена на
формирование психологической устойчивости, снижения риска вовлечения в зависимое
поведение и создание правильных жизненных установок у подрастающего поколения.
Данная программа способствует созданию профилактической среды в
образовательных организациях через влияние на развитие личности и ценностных
ориентиров подростков, создание предпосылок для формирования психологической
устойчивости к вовлечению в зависимости, укрепление социальной активной жизненной
позиции, развитие самоконтроля поведения и самоэффективности.
Цель программы – формирование здоровых установок и навыков ответственного
поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков к употреблению
психоактивных веществ.
Задачи:
- Сформировать психологические механизмы, препятствующие развитию любой
формы зависимого поведения у подростков, работая и развивая личностный потенциал
подрастающего поколения.
- Активизировать у обучающихся мотивацию и черты социально-успешной
личности, способной самостоятельно справляться с собственными психологическими
затруднениями и жизненными проблемами.
- Пропагандировать и укреплять ценность здоровья, воспитывая бережное и
ответственное к нему отношение.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 1 год и предполагает проведение занятий с детьми
среднего школьного возраста.
Программа реализуется по модулям. Каждый класс проходит все модули в течение
двух месяцев. На первом общем занятии происходит входная диагностика, на общем
завершающем занятии- итоговая диагностика и круглый стол по результатам реализации
программы.
Формы и методы работы
Игра с элементами психологического тренинга. В программе используются
следующие методы и формы обучения: словесный (дискуссия, рассказ, объяснение),
наглядный, видеометод (демонстрация), практический; метод мотивации интереса;
интерактивная форма обучения (обмен мнениями, информацией), индивидуальные и
командные формы работ.
Формы подведения итогов реализации программы
Обязательной итоговой составляющей каждого занятия программы является прием
обратной связи - это высказывание участниками занятия своих мыслей, ощущений,
пожеланий. Обратная связь является не только важным источником информации для
специалиста, реализующего программу, но и эффективным инструментом для
формирования и развития у подростков умения слушать и слышать других людей.
Содержание программы
Программа включает в себя три этапа. Этапы программы выстроены в логическом
порядке и предназначены для последовательного проведения. В них раскрываются
следующие темы:
ЭТАП Nº 1. «Здоровое поколение» - содействие формированию представления о
здоровом образе жизни в современном социокультурном пространстве. Видное
анкетирование
ЭТАП Nº 2. «Нет» рискованному поведению» - практическая отработка техник
отказа, формирование навыков уверенного поведения.
ЭТАП Nº 3. «Перспектива построения будущего» - формирование мотивации и
навыков постановки жизненных целей.
Тематическое планирование
№
занятия
Тема занятия
1
Входная диагностика. Понятие «Здоровый образ жизни». (для
всех параллелей)
Количество
часов
5-6 классы
2
Создание образа подростка, ведущего ЗОЖ.
1
3
Практическое занятие. Просмотр социального видеоролика с
последующим обсуждением.
1
4
Я могу сказать «НЕТ» рискованному поведению.
1
5
Достижение мечты.
1
6
Методика «Пять почему».
1
7
Практическое занятие. Просмотр притчи «Полнота жизни».
1
8
Техника «Колесо жизненного баланса».
1
9
Перспектива будущего.
1
7 классы
10
Создание образа подростка, ведущего ЗОЖ.
1
11
Практическое занятие. Просмотр социального видеоролика с
последующим обсуждением.
1
12
Я могу сказать «НЕТ» рискованному поведению.
1
13
Достижение мечты.
1
14
Методика «Пять почему».
1
15
Практическое занятие. Просмотр притчи «Полнота жизни».
1
16
Техника «Колесо жизненного баланса».
1
17
Перспектива будущего.
1
8 классы
18
Создание образа подростка, ведущего ЗОЖ.
1
19
Практическое занятие. Просмотр социального видеоролика с
последующим обсуждением.
1
20
Я могу сказать «НЕТ» рискованному поведению.
1
21
Достижение мечты.
1
22
Методика «Пять почему».
1
23
Практическое занятие. Просмотр притчи «Полнота жизни».
1
24
Техника «Колесо жизненного баланса».
1
25
Перспектива будущего.
1
9 классы
26
Создание образа подростка, ведущего ЗОЖ.
1
27
Практическое занятие. Просмотр социального видеоролика с
последующим обсуждением.
1
28
Я могу сказать «НЕТ» рискованному поведению.
1
29
Достижение мечты.
1
30
Методика «Пять почему».
1
31
Практическое занятие. Просмотр притчи «Полнота жизни».
1
32
Техника «Колесо жизненного баланса».
1
33
Перспектива будущего.
1
34
Итоговая диагностика. Круглый стол по теме: «Мы за
здоровый образ жизни». (для всех параллелей).
Всего часов
1
34
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностные результаты:
формирование способности к самооценке на основе критериев успешности
деятельности;
развитие личности обучающихся, формирование позитивной аутоидентификации,
ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление ПАВ, усвоении
основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и
противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ;
реализация творческого потенциала в процессе коллективной деятельности;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование ценности здорового образа жизни;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности.
.
коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства для решения задач;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
Повышения уровня мотивации к ведению здорового образа жизни.
Повышение уровня развития умений и навыков: уверенного позитивного
поведения; конструктивного общения между собой и со взрослыми; отстаивания и
защиты своей точки зрения;
Повышение общей культуры поведения и формирование образа социальноуспешного человека.
Список литературы
1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПБ: Питер, 2005
2. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб., 2005
3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб.: Речь, 2009.
4. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А.
Левановой. - СПб.: Питер, 2007.
5. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: Профилактика асоциального
поведения. - СПб.: Речь, 2007.
6. Микляева А.В. «Я-подросток». Программа уроков психологии. - СПб.: Речь, 2006.
7. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Г.В.,
Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р.; под общей ред. Битяновой М.Р.- СПо.:
Питер, 2007.
8. Трохишина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. - СПб.: Речь, 2006.
9. Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и
подростков.- М.: Айрис-пресс, 2005.
10. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания,
эмоций, коммуникации и ответственности.-СПб.: Речь, 2006.- 112с.