Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Утверждена приказом Методическом совете директора МАОУ «Гимназия № 41» «27» августа 2024 года от «30» августа 2024 года № 71 протокол № 4 Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ» для учащихся 9 класса Составитель: Кротенко Д.А., педагог-психолог высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия № 41» Новоуральск 2024 2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ» Психологические основы профессионального самоопределения 1. «Я» – концепция «Я» – концепция, составляющие «Я»-концепции. Секреты личного обаяния. Самонастрой, самооценка, убеждения, качества, индивидуальный стиль, согласованность, самоидентичность. 2. Склонности. Способности. Профпригодность. Осознание своих способностей, интересов, склонностей. Общие и специальные способности в освоении профессий. Этапы, препятствия, средства для осознания своих профессионально значимых качеств. Методика Г.В. Резапкина «Матрица выбора профессии», методика Л.А. Йовайши, Методика «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной. 3. Ошибки в выборе профессии Причины ошибок: предубеждения, «за компанию», идеализация, увлечение «антуражем», заблуждения на свой счет и/или на счет профессии. Престижность, профессий; роль СМИ в популяризации профессий. 4. Классификация профессий Особенности современной ситуации в мире профессий. Понятие о предмете, целях, орудиях труда и условиях деятельности. Методика «Формула профессии». 5. Характер. Тип темперамента. Понятие «характер». Способы формирования характера. Классические типы темперамента. Анкета Айзенка, Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности. 6. Личный профессиональный план Построение осуществимого плана профессионального самообразования. Составление резюме. 7. Строим карьеру. Профессиональная карьера. Юношеская мечта о достижении больших высот в профессии. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ» Обучение по программе учебного курса направлено на достижение образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. 2 3 Личностные результаты освоения учебного предмета: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. Метапредметные результаты освоения учебного предмета: развить самостоятельность; оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию; систематизировать, анализировать полученные данные; освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства. Предметные результаты освоения учебного курса: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и о профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры; В результате изучения программы учебного курса «Психологические основа профориентации» учащиеся получают возможность знать: возможности личности в профессиональной деятельности потребности рынка труда свойства нервной системы и ограничения при выборе профессии 3 4 классификацию профессий понятие о профессиональной карьере критерии профессиональной компетентности специфику этапов профессионального самоопределения Учащиеся получают возможность уметь: составлять карту интересов составлять собственное резюме получать информацию из объявлений, справочников, компьютерных сетей использовать игровые приёмы для решения практико-ориентированных задач. анализировать полученную информацию и на основе анализа составлять личный профессиональный план ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Название раздела, темы “Я – концепция”. Самооценка Склонности. Способности. Диагностика. Профпригодность Характер. Тип темперамента. Диагностика Классификация профессий. Диагностика Профессия. Работа. Рабочий день, рабочее место Ошибки в выборе профессии Личный профессиональный план. Диагностика. Строим карьеру Повторение Всего: Количество часов Теория Практика 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 8 часов 4