Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «30» августа 2024 г. № 71 Рассмотрена на Методическом совете от «27» августа 2024 г. протокол № 4 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающего курса «Занимательная математика» для обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития (Приложение к АООП НОО обучающихся с ЗПР, вариант 7.1.) Срок реализации – 4 года Составитель: Вечтомова Я.В., учитель начальных классов, первой квалификационной категории Новоуральск 2024 г. 1. Пояснительная записка Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) по математике составлена для обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР), вариант 7.1. в соответствии с нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 31.05.2021 г. № 286 (с изменениями и дополнениями); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), от 19 декабря 2014 г. № 1598; Адаптированной основной общеобразовательной программой НОО для обучающихся с задержкой психического развития. Авторской рабочей программой «Математика» 1-4 кл, авторы. Моро М.И., Волкова С.И Степанова С.В и др. 2-ое издание перераб. М, Просвещение , 2016. Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий имеет обучающую, образовательную и социальную направленность и составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ для 1 – 4 классов. Программа Цели курса: развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач; освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Задачи курса: формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел; знакомство с десятичной системой счисления; формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий; формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использование рациональных способов вычислений; применение этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач; развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления познавательных психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления; развитие логического мышления - основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам; формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач; знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации; формирование на доступном уровне умений работы с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма); формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности; формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки. Задания, составляющие основу программы, имеют индивидуальный, подгрупповой и групповой характер занятий. В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (повторяется один или несколько раз). Ученик должен сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия. Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен. Общие закономерности психического развития лиц с ОВЗ Особые образовательные потребности у детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлены закономерностями нарушенного развития: трудностями взаимодействия с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми, нарушениями развития личности; меньшей скоростью приёма и переработки сенсорной информации; меньшим объемом информации, запечатляемым и сохраняющимися в памяти; недостатками словесного опосредствования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений и в номинации объектов); недостатками развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации); замедленным темпом психического развития в целом; повышенной утомляемостью, высокой истощаемостью. С учётом особых образовательных потребностей для детей с ОВЗ создаются специальные образовательные условия. Специфические особенности развития ребёнка с ОВЗ Замедленное ограниченное восприятие. Недостаточное развитие моторики. Недостатки речевого развития. Недостатки развития мыслительной деятельности. Недостаточность познавательной активности (с позиции добывания знаний). Пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире. Недостатки в развитии свойств личности, состояниях. Неумение регулировать собственную деятельность и поведение. Социальная дезадаптация. Условия обучения детей с ОВЗ Они выражаются в конкретных требованиях к специальным образовательным условиям, содержанию и темпу педагогической работы, необходимых для всех детей с ОВЗ: Подготовка детей к овладению школьной программой путем пропедевтических занятий (т. е. формирование у них необходимых знаний); Формирование у них познавательной мотивации и положительного отношения к учению; Замедленный темп преподнесения новых знаний; Использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности в разных её формах, включение практической деятельности, применение не доступном уровне проблемного подхода); Организация занятий таким образом, чтобы избегать утомления детей; Максимальное ограничение посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции; Контроль понимания детьми всего, особенно вербального, учебного материала. Учебная деятельность детей с задержкой психического развития (ЗПР) отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: Отсутствием достаточного стойкого интереса к предложенному занятию; Необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящим к многочисленным ошибочным действиям; Недостаточной целенаправленностью деятельности; Малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок. Отставание в мыслительной деятельности: преобладание более простых мыслительных операций, снижении уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к понятийным формам мышления. Неумение ориентироваться в задании, анализировать его, обдумывать и планировать предстоящую деятельность, что становится причиной многочисленных ошибок. Особенности памяти: у всех школьников с ЗПР отмечаются изъяны в памяти, причём это касается всех видов запоминания – непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания, продуктивность непроизвольного запоминания. Зависимость восприятия от уровня внимания: снижение внимания замедляет скорость восприятия. Внимание младших школьников с задержкой психического развития характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте, недостаточной сформированностью произвольного внимания. При реализации коррекционно-развивающего курса в учебном процессе учитываются особенности детей с ЗПР: Незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональном процессе; Преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов; Низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности; Ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире; Снижение работоспособности; Повышенная истощаемость; Неустойчивость внимания; Ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью; Расстройство регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля; Более низкий уровень развития восприятия; Отставание в развитии всех форм мышления; Недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти. Ожидаемые результаты: Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные. Образовательные условия: в обучении школьников с ОВЗ делается большой акцент на наглядных и практических методах обучения. А также применяются игровые методы, приёмы опережающего обучения, приёмы развития мыслительной активности, приёмы выделения главного, приём комментирования и пр. Важно: в период проведения занятия используются здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, частота смены деятельности. Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умение учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формирует способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Программа определяет максимальный объем знаний и умений, который доступен учащихся с ОВЗ. Для коррекции знаний могут быть предложены облегченные варианты примеров, задач, других заданий. Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Занимательная математика» рассчитана на 135 часов: 1 класс – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), 2-4 класс – 34 часа (1 часа в неделю, 34 учебные недели). Коррекционно-развивающие занятия «Занимательная математика» могут реализовываться как во время внеурочной деятельности так и во время урочной деятельности, проводятся в рамках внеурочной деятельности в индивидуальной и/или групповой форме. Продолжительность групповых занятий составляет 35-40 минут для обучающихся 1-ых классов, 40 минут для обучающихся 2-4 классов. Продолжительность одного индивидуального занятия – 20 -40 минут. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации школьников. 2. Содержание программы Основное содержание обучения математике в программе ООП НОО представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация». Содержание программа коррекционно-развивающего курса соотносится с разделами ООП НОО. Содержание раздела «Математическая информация» не включено в программу курса. 1 класс Числа и величины Выполнение действий со множеством объектов (объединение, сравнение, уравнивание множества путем добавления и убавления предметов); Числа от 1 до 10: различение, чтение, запись, сравнение. Единица счёта. Счёт предметов, запись результата цифрами. Состав числа от 2 до 10. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Разряды чисел: единицы, десяток. Нумерация чисел в пределах 20. Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр. Арифметические действия Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Вычитание как действие, обратное сложению. Текстовые задачи Составление математических рассказов. Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели. Решение задач в одно действие. Знакомство с алгоритмом оформления задачи: условие, решение и ответ задачи. Пространственные, временные отношения и геометрические фигуры Расположение предметов и объектов по отношению к себе: ближе/дальше, выше/ниже, справа/слева, спереди/сзади (перед/за/между), над/под, право/лево. Пространственное расположение предметов и объектов относительно друг друга, на плоскости: слева/справа, сверху/снизу, между. Установление временных отношений: раньше/позже, сначала/потом. Понятия вчера/сегодня/завтра. Геометрические фигуры: распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), луч, отрезок, ломаная. Распознавание и сравнение фигур: многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал. Построение отрезка с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах. 2 класс Числа и величины Числа в пределах 100: чтение, запись, разряды чисел. Сравнение. Запись равенства, неравенства. Увеличение/уменьшение числа на несколько единиц/десятков; разностное сравнение чисел. Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Величины. Единицы измерения: килограмм, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр, час, минута). Арифметические действия Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд. Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Алгоритмы приемов письменных вычислений двузначных чисел (сложение и вычитание). Действия умножения и деления чисел в практических и учебных ситуациях. Названия компонентов действий умножения, деления. Знакомство с таблицей умножения. Буквенные выражения. Уравнение. Решение уравнения методом подбора. Текстовые задачи Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели. Запись решения и ответа задачи. Отработка алгоритма решения задач в два действия разных типов. Пространственные отношения и геометрические фигуры Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, прямой угол, ломаная, многоугольник. Распознавание и называние: куб, шар, пирамида. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки. Измерение периметра данного/изображенного прямоугольника (квадрата), запись результата измерения в сантиметрах. Вычисление периметра многоугольника путем сложения длин сторон. 3 класс Числа и величины Числа в пределах 1000: чтение, запись, сравнение, представление в виде суммы разрядных слагаемых. Кратное сравнение чисел. Масса, отношение «тяжелее/легче на/в». Стоимость, отношения «дороже/дешевле на/в». Время, отношения «быстрее/медленнее на/в». Длина, соотношение между величинами в пределах тысячи. Площадь, единицы площади. Арифметические действия Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100 (табличное и внетабличное умножение, деление, действия с круглыми числами). Письменное сложение, вычитание чисел в пределах 1000. Алгоритмы письменных приемов вычисления (сложения, вычитания, умножения и деления) в пределах 1000. Деление с остатком. Порядок действий в числовом выражении, значение числового выражения, содержащего несколько действий (со скобками/без скобок), с вычислениями в пределах 1000. Текстовые задачи Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление на модели, планирование хода решения задачи, решение арифметическим способом Задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше, на/в), зависимостей (купля-продажа, расчёт времени, количества), на сравнение (разностное, кратное). Запись решения задачи по действиям и с помощью числового выражения. Доля величины: половина, треть, четверть, пятая, десятая часть в практической ситуации; сравнение долей одной величины. Пространственные отношения и геометрические фигуры Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей). Виды треугольников. Периметр многоугольника: измерение, вычисление, запись равенства. Измерение площади, запись результата измерения в квадратных сантиметрах. Вычисление площади прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами, запись равенства. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением площади. Сравнение площадей фигур с помощью наложения. 4 класс Числа и величины Числа в пределах миллиона: чтение, запись, поразрядное сравнение, упорядочение. Число, большее или меньшее данного числа на заданное число разрядных единиц, в заданное число раз. Единицы массы — центнер, тонна; соотношения между единицами массы. Единицы времени (сутки, неделя, месяц, год, век), соотношение между ними. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), площади (квадратный метр, квадратный сантиметр), вместимости (литр), скорости (километры в час, метры в минуту, метры в секунду); соотношение между единицами в пределах 100 000. Доля величины времени, массы, длины. Арифметические действия Письменное сложение, вычитание многозначных чисел в пределах миллиона. Письменное умножение, деление многозначных чисел на однозначное/двузначное число в пределах 100 000; деление с остатком. Умножение/деление на 10, 100, 1000. Умножение и деление величины на однозначное число. Текстовые задачи Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2–3 действия: анализ, представление на схеме; планирование и запись решения; проверка решения и ответа. Анализ зависимостей, характеризующих процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность, время, объём работы), купли-продажи (цена, количество, стоимость) и решение соответствующих задач. Задачи на нахождение доли величины, величины по её доле. Разные способы решения некоторых видов изученных задач. Оформление решения по действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового выражения. Пространственные отношения и геометрические фигуры Наглядные представления о симметрии. Окружность, круг: распознавание и изображение; построение окружности заданного радиуса. Построение изученных геометрических фигур с помощью линейки, угольника, циркуля. Пространственные геометрические фигуры (тела): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида; различение, называние. Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), составление фигур из прямоугольников/квадратов. Периметр, площадь фигуры, составленной из двух-трёх прямоугольников (квадратов). 3. Планируем результаты Личностными результатами изучения курса «Математика» является формирование следующих умений: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметными результатами изучения курса «Математика» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. 4. Тематическое планирование № 1 2 3 4 5 1 класс (33 часа) Наименование разделов и тем Подготовка к изучению чисел Числа от 1 до 10. Нумерация Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание Числа от 1 до 20. Нумерация Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание Всего часов 2 7 14 4 6 2 класс (34 часа) Наименование разделов и тем № Всего часов 1 Числа от 1 до 100 (нумерация) 4 2 Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание 18 3 Умножение и деление 8 4 Повторение 4 3 класс (34 ч) Наименование разделов и тем № Всего часов 1 Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание 2 2 Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление 14 3 Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление 7 4 Числа от 1 до 1000. Нумерация 3 5 Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание 4 6 Числа от 1 до 1000. Умножение и деление 2 7 Итоговое повторение 2 4 класс (34 ч) Наименование разделов и тем № Всего часов 1 2 Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия Числа, которые больше 1000. Нумерация 4 2 3 Величины 3 4 Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание 3 5 Числа, которые больше 1000. Умножение и деление 20 6 Итоговое повторение 2 5. Календарно-тематическое планирование № 1. 2. 3. 4. 5. 6 7 1 класс Тема Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Сравнение групп предметов» Индивидуальная коррекция знаний по теме «цвет. Форма. Размер» Коррекционно-развивающие упражнения: «Числа 1, 2, 3» Коррекционно-развивающие упражнения: «Числа 4, 5» Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц» Коррекционно-развивающие упражнения: «Сравнение чисел» Коррекционно-развивающие упражнения: «Числа 6, 7, 8, 9» 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Индивидуальная коррекция знаний по теме «Составление и решение задач» Индивидуальная коррекция знаний по теме «Разряды чисел: единицы, десяток» Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Присчитывание и отсчитывание по одному:□ +1+1. □ -1-1» Коррекционно-развивающие упражнения: «Решение задач» Коррекционно-развивающие упражнения: «Длина, её измерение» Коррекционно-развивающие упражнения: «Сложение. Вычитание -0 действие – обратное сложению» Коррекционно-развивающие упражнения: «Решаем задачу. В 1 действие, рисунок» Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание». Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» 17 18 Коррекционно-развивающие упражнения: «Задачи на разностное сравнение чисел» Коррекционно-развивающие упражнения: «Переместительное свойство сложения» 19 20 Коррекционно-развивающие упражнения «Состав чисел в пределах 10» Индивидуальная коррекция знаний на основе результатов Проверочной работы 21 Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Решение задач» 22 28 29 30 31 Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Вычитание из чисел вида: 8□,9-□. Состав числа 9» Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Пространственное расположение предметов» Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Геометрические фигуры. Изображение геометрических фигур» Коррекционно-развивающие упражнения по теме «Сложение в пределах 20»: Таблица сложения в пределах 20. Индивидуальная коррекция знаний по теме «Таблица сложения в пределах 20» Коррекционно-развивающие упражнения: Решение текстовых задач в два действия арифметическим способом. Коррекционно-развивающие упражнения: Сложение вида:□ +6, □ +7 Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Решение задач» Индивидуальная коррекция знаний «Табличное сложение и вычитание» Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Решение задач» 32 Индивидуальная коррекция знаний на основе результатов Проверочной работы 33 Обобщение. Индивидуальная коррекция знаний по запросу 23 24 25 26 27 № 1. 2. 3. 2 класс Тема Коррекция знаний по теме: «Числа от одного до ста. Нумерация». Коррекционно-развивающие упражнения по теме «Однозначные и двузначные числа». Коррекция знаний по теме: «Классы и разряды». 4. 5. 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Единицы стоимости: рубль, копейка». Коррекционно-развивающие упражнения : решение текстовых задач арифметическим способом. Коррекционно-развивающие упражнения: определение времени па часам Коррекционно-развивающие упражнения: нахождение значения числового выражения Коррекционно-развивающие упражнения: применение переместительного и сочетательного свойства сложения для рациональных вычислений. Индивидуальная коррекция знаний по теме «Сложение и вычитание» Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Свойства сложения и вычитания» Коррекционно-развивающие упражнения: устные приемы сложения и вычитания в пределах 100 Коррекционно-развивающие упражнения: решение задач арифметическим способом. Закрепление и коррекция знаний по теме: «Устные приемы сложения и вычитания» Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Буквенные выражения» Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Решение уравнений методом подбора» Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Выражения с переменной. Уравнение. Проверка правильности вычислений». Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Выражения с переменной. Уравнение. Проверка правильности вычислений». Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток». Коррекционно-развивающие упражнения: использование чертежных инструментов для выполнения построения. Индивидуальная коррекция знаний: решение задач арифметическим способом. Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Письменные приемы сложения» Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Письменные приемы сложения» Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Конкретный смысл действия умножения». Коррекционно-развивающие упражнения: решение текстовых задач на нахождение произведения с опорой на рисунок, схему. Коррекционно-развивающие упражнения: решение текстовых задач, раскрывающих смысл умножения, арифметическим способом. 26 27 Коррекционно-развивающие упражнения: конкретный смысл действия деления. Индивидуальная коррекция по теме «Умножение и деление» 28 Коррекционно-развивающие упражнения: прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. Коррекционно-развивающие упражнения: решение задач на нахождение неизвестного третьего слагаемого. Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Табличные случаи умножения и деления с числом 2» 29 30 31 32 33 34 № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Коррекционно-развивающие упражнения: решение текстовых задач арифметическим способом, решение логических задач. Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Числа от 1 до 100. Устные приемы вычислений» Коррекционно-развивающие упражнения: решение текстовых задач изученных видов арифметическим способом. Коррекционно-развивающие упражнения: решение текстовых задач изученных видов арифметическим способом. 3 класс Тема Решение уравнений. Индивидуальная коррекция знаний. Решение уравнений. Индивидуальная коррекция знаний. Коррекционно-развивающие упражнения: таблица умножения на 2, четные, нечетные числа. Порядок выполнения действий. Индивидуальная коррекция знаний. Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Умножение и деление на 2 и 3» Решение текстовых задач на уменьшение числа в несколько раз, на увеличение числа в несколько раз. Коррекционно-развивающие упражнения: решение задач на кратное сравнение чисел. Коррекционно-развивающие упражнения: решение задач на нахождение четвертого пропорционального. Индивидуальная коррекция знаний на теме «решение задач». Индивидуальная коррекция знаний по запросу Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Площадь. Способы сравнения площади. Единицы площади: квадратный сантиметр». Индивидуальная коррекция знаний на основе проверочной работы №14 по теме: «Площадь прямоугольника». Решение задач. Индивидуальная коррекция знаний. Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Единицы площади: квадратный дециметр и квадратный метр». Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Умножение на 1 и 0». Индивидуальная коррекция знаний по теме «Решение задач». Индивидуальная коррекция знаний по запросу Коррекционно-развивающие упражнения по теме «Доли», «Круг. Окружность». Коррекционно-развивающие упражнения: умножение суммы на число. Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Умножение суммы на число». Индивидуальная коррекция знаний на по теме: «Деление суммы на число». Индивидуальная коррекция знаний на по теме: «Решение задач». Индивидуальная коррекция знаний по запросу Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Решение уравнений». Коррекционно-развивающие упражнения на деление с остатком. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33 34 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Деление с остатком». Письменная нумерация в пределах 1000. Индивидуальная коррекция знаний. Индивидуальная коррекция знаний на основе контрольной работы №8 за 3 четверть. Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Числа от 1 до 1000». Приёмы устных вычислений. Индивидуальная коррекция знаний по запросу Приёмы письменных вычислений. Индивидуальная коррекция знаний по запросу Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Сложение и вычитание». Коррекционно-развивающие упражнения на тему: «Виды треугольников». Коррекционно-развивающие упражнения письменного умножения на однозначное число. Закрепление алгоритма. Коррекционно-развивающие упражнения письменного деления на однозначное число. Закрепление алгоритма. Повторение. Индивидуальная коррекция знаний по запросу Обобщение. Индивидуальная коррекция знаний по запросу 4 класс Тема Коррекционно-развивающие упражнения на нахождение суммы нескольких слагаемых. Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Умножение трёхзначного числа на однозначное» Коррекционно-развивающие упражнения: письменное деление. Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление». Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Класс миллионов. Класс миллиардов». Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Числа, которые больше 1000. Нумерация». Индивидуальная коррекция знаний по запросу Коррекционно-развивающие упражнения, направленные на умения определять площадь с помощью палетки. Коррекционно-развивающие упражнения, направленные на умения определять время, выполнять задания с единицами времени. Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Время. Единицы времени». Индивидуальная коррекция знаний по запросу Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Алгоритмы устного и письменного сложения и вычитания многозначных чисел» Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Доли» Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Устные и письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел». Индивидуальная коррекция знаний по запросу Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное». Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное». Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Письменное умножение и деление 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 многозначного числа на однозначное». Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное». Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние». Подготовка к проверочной работе № 16 Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Решение задач на движение». Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями» Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Письменные приёмы умножения». Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Деление с остатком на 10, 100, 1000 » Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Решение задач» Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Решение задач». Индивидуальная коррекция знаний по запросу Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное число». Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное число». Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное число». Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Алгоритм письменного деления с остатком на двузначное число». Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное число». Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное число». Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число». Индивидуальная коррекция знаний по теме: «Алгоритм деления с остатком». Коррекционно-развивающие упражнения по теме: «Деление многозначного числа на двузначное и трёхзначное число». Повторение и закрепление темы: «Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление». Обобщение. Индивидуальная коррекция знаний по запросу