2
1. Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета
«Иностранный язык (английский язык)».
Данная рабочая программа обеспечивает:
− приобщение к культурному наследию стран изучаемого языка, воспитание
ценностного отношения к английскому языку как инструменту познания и достижения
взаимопонимания между людьми и народами;
− осознание тесной связи между овладением английским языком и личностным,
социальным и профессиональным ростом;
− формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение,
аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и
самореализации;
− обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения английским языком в соответствии с требованиями к
нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Данная рабочая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных
и предметных результатов освоения учебного предмета «Иностранный язык (английский
язык)».
1.1. Личностные результаты.
Личностными результатами являются:
− воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
− формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных
предпочтений,
осознанному
построению
индивидуальной
образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
− формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
− формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к
− истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
− освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; формирование
основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
− развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
3
− формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
− формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
− формирование основ экологического сознания на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
− осознание важности семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
− развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
− формирование мотивации изучения иностранных языков и стремления к
самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
− осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
− стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;
− формирование коммуникативной компетенции
в межкультурной и
межэтнической коммуникации;
− развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность,
инициативность,
эмпатия,
трудолюбие,
дисциплинированность;
формирование
общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской
идентичности личности;
− стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность
содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение
к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
− готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические,
демократические) ценности, свою гражданскую позицию;
− готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность
мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории;
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции,
социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.
1.2. Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
− анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
− идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
− выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
− ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
− формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
4
− обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
− определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
− обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
− определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
− выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
− выбирать
из
предложенных
вариантов
и
самостоятельно
искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
− составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
− определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
− описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
− планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
− определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
− систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
− отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
− оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
− находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
− работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
− устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
− сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
5
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
− определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
− анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария
для выполнения учебной задачи;
− свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
− оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
− обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
− фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
− наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
− соотносить
реальные
и
планируемые
результаты
индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
− принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
− самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
− ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
− демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта
активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
− подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки
и свойства;
− выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
− выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
− объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
− выделять явление из общего ряда других явлений;
6
− определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
− строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
− строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;
− излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
− самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
− вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
− объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением
формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
− выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /
наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
− делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
− обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
− определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
− создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
− строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
− создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
− преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
− переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и
наоборот;
− строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
− строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
− анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
7
− находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
− ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
− устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
− резюмировать главную идею текста;
− преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
−
критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
− определять свое отношение к природной среде;
− анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
− проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
− прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
− распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
− выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
10.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
− определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
− осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
− формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
− соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
− определять возможные роли в совместной деятельности;
− играть определенную роль в совместной деятельности;
− принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
− определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
− строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
8
− корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
− критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
− предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
− выделять общую точку зрения в дискуссии;
− договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
− организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
− устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
12.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
− определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
− отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
− представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
− соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
− высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера
в рамках диалога;
− принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
− создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
− использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
− использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
− делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
− целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
− выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
− выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
9
− использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
− использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
− создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
1.3 Предметные результаты.
Предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета
«Иностранный язык (английский язык)» обеспечивают:
− формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных
культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии
национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других
странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров с учетом достигнутого
обучающимися уровня иноязычной компетентности;
− формирование
и
совершенствование
иноязычной
коммуникативной
компетенции, расширение и систематизация знаний о языке расширение
лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой
культурой;
− достижение уровня иноязычной компетенции;
− создание основы для формирования интереса к совершенствованию
достигнутого уровня владения английским языком, в том числе на основе
самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к
использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющего
расширять свои знания в других предметных областях.
Предметными результатами освоения обучающимися учебного предмета
«Иностранный язык (английский язык)» являются коммуникативные умения и
языковые навыки.
Планируемые результаты в части коммуникативных умений и речевых навыков
объединены в два блока: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность
научиться».
Первый блок «Выпускник научится» включает планируемые результаты,
необходимые учащимся для продолжения обучения на уровне среднего общего
образования, и овладение которыми является обязательным. Достижение планируемых
результатов данного блока служит предметом итоговой оценки обучающихся,
выполнивших данную программу.
Второй блок «Выпускник получит возможность научиться» включает
планируемые результаты, характеризующие учебные действия в отношении знаний,
умений, навыков, расширяющих и углубляющих обязательную часть. Иноязычные умения
и навыки этого блока не являются обязательными для данного этапа обучения, но могут
учитываться при определении итоговой оценки.
Коммуникативные умения:
Говорение. Диалогическая речь
Выпускник научится:
• вести диалог (диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-обмен
мнениями, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных
10
ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы
речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;
• брать и давать интервью.
Выпускник получит возможность научиться:
• вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы, т.
д.).
Говорение. Монологическая речь
Выпускник научится:
• строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную
наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках
освоенной тематики;
• описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную
опору (ключевые слова, план, вопросы);
• давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
• передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры
на текст, ключевые слова/ план/ вопросы;
• описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/
вопросы;
• делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного/прослушанного/
просмотренного;
• комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и
аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному/просмотренному;
• излагать результаты выполненной проектной работы.
Выпускник получит возможность научиться:
• высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в
соответствии с предложенной ситуацией общения;
• высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы,
расписание и т. п.);
Аудирование
Выпускник научится:
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных
аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
• воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую
информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и
некоторое количество неизученных языковых явлений.
• выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
• использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух
текстов, содержащих незнакомые слова.
Выпускник получит возможность научиться:
• игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания
основного содержания воспринимаемого на слух текста.
Чтение
Выпускник научится:
• читать и понимать основное содержание аутентичных текстов, содержащие
отдельные неизученные языковые явления;
11
• читать и находить в аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные
языковые
явления,
нужную/интересующую/
запрашиваемую
информацию,
представленную в явном и в неявном виде;
• читать и полностью понимать аутентичные тексты, построенные на изученном
языковом материале;
• догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком
по словообразовательным элементам, по контексту;
• выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом
материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного;
Выпускник получит возможность научиться:
• устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий,
изложенных в аутентичном тексте;
• восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления
выпущенных фрагментов;
• пользоваться лингвострановедческими справочниками.
Письменная речь
Выпускник научится:
• заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя,
фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);
• писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с
употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать
пожелания (объемом 50–60 слов, включая адрес);
• писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул
речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе
и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность,
извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объем 120-140 слов, включая адрес);
• писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное
письмо-стимул;
• оформлять письменные высказывания (объемом 140–160 слов) с опорой на
образец/ план/список/наглядный ряд;
• делать выписки из текста с целью их использования в собственных устных
высказываниях;
• составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения;
• излагать в письменном виде результаты проектной деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст
(таблицы, диаграммы и т. п.);
• заполнять аутентичные бланки, формуляры, используемые в англоязычной среде.
Языковые навыки и средства оперирования ими:
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• правильно писать изученные слова;
• правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце
повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного
предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
• расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в
соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка;
12
• сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их
транскрипцию
Выпускник получит возможность научиться:
• употреблять знаки пунктуации;
• правильно переносить английские слова;
• писать новые слова по слуховым моделям и транскрипции.
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
• различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою
коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;
• соблюдать правильное ударение в изученных словах;
• различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
• членить предложение на смысловые группы;
• адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с
точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение;
общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая
правило отсутствия фразового ударения на служебных словах;
• выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать британские и американские варианты английского языка в
прослушанных высказываниях;
• использовать графические знаки для интонационной разметки текста;
• выразительно читать тексты английских пьес, используя интонационные
средства выражения.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
• узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы
(слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в
пределах тематики углубленной программы основной школы;
• употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные
лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том
числе многозначные, в пределах тематики углубленной программы основной школы в
соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
• соблюдать существующие в английском языке нормы лексической
сочетаемости;
• распознавать и образовывать родственные слова с использованием
словосложения и конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с
решаемой коммуникативной задачей;
• знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи
изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
• распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые
глаголы;
• распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для
обеспечения его целостности (firstly, to begin with, however, as for me, finally, at last, etc.);
• распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации
в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной
задачей:
13
• ‒ глаголы при помощи аффиксов dis-, mis-, re-, -ize/-ise;
• ‒ имена существительные при помощи суффиксов -or/ -er, -ist , -sion/-tion, nce/-ence, -ment, -ity , -ness, -ship, -ing;
• ‒ имена прилагательные при помощи аффиксов inter-; -y, -ly, -ful , -al , -ic, ian/an, -ing; -ous, -able/ible, -less, -ive;
• ‒ наречия при помощи суффикса -ly;
• ‒ имена существительные, имена прилагательные, наречия при помощи
отрицательных префиксов un-, im-/in-;
• ‒ числительные при помощи суффиксов -teen, -ty; -th.
Выпускник получит возможность научиться:
• распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова,
изученные в пределах тематики углубленной программы основной школы;
• использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться
о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по
словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
• оперировать в процессе устного и письменного общения основными
синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с
коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:
• распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы
предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме)
вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы),
побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;
• распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные
простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в
определенном порядке;
• распознавать и употреблять в речи предложения с начальным It;
• распознавать и употреблять в речи предложения с начальным There + to be;
• распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с
сочинительными союзами and, but, or;
• распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами
и союзными словами because, if, that, who, which, what, when, where, how, why;
• использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных
предложениях в настоящем и прошедшем времени;
• распознавать и употреблять в речи условные предложения реального характера,
нереального характера, нереального характера в прошедшем времени;
• распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном
числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения;
• существительные с определенным/ неопределенным/нулевым артиклем;
• распознавать и употреблять в речи артикль с географическими названиями,
названиями улиц, площадей, достопримечательнойтей;
• распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и
объектном падежах, в абсолютной форме), притяжательные, возвратные, указательные,
неопределенные и их производные, относительные, вопросительные;
• распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной,
сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения;
14
• распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова,
выражающие количество (many/much, few/a few, little/a little); наречия в положительной,
сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу и исключения;
• распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;
• распознавать и употреблять в речи глаголы во временных формах
действительного залога: Present Simple, Past Simple, Future Simple, Present Continuous, Past
Continuous, Future Continuous, Present Perfect, Perfect, Future Perfect, Perfect Continuous,
Future in the Past;
• распознавать и употреблять в речи различные грамматические средства для
выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous;
• распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты (may,
can, could, be able to, must, have to, should);
• распознавать и употреблять в речи глаголы в следующих формах страдательного
залога: Present Simple Passive, Past Simple Passive; Future Simple Passive; Present Perfect
Continuous Passive;
• распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления;
предлоги, употребляемые при глаголах в страдательном залоге;
• распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с
придаточными: времени с союзом since; цели с союзом so that; определительными с
союзами who, which, that;
• распознавать и употреблять в речи конструкции с глаголами на -ing: to love/hate
doing something; Stop talking;
•
распознавать и употреблять в речи предложения с конструкциями as … as; not
so … as; either … or; neither … nor;
• распознавать и употреблять в речи конструкции It takes me …to do something;
to look / feel / be happy;
• распознавать и употреблять в речи модальные глаголы need, shall, might, would.
Выпускник получит возможность научиться:
• распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с
союзами whoever, whatever, however, whenever;
• распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: условия с
союзом unless;
• распознавать и употреблять в речи предложения с конструкцией I wish;
• распознавать
и
употреблять
в
речи
определения,
выраженные
прилагательными, в правильном порядке их следования;
• распознавать по формальным признакам и понимать значение неличных форм
глагола (инфинитива, герундия, причастия I и II, отглагольного существительного) без
различения их функций и употреблять их в речи;
• распознавать и употреблять в речи словосочетания «Причастие
I+существительное» (a playing child) и «Причастие II+существительное» (a written
poem).
Социокультурные знания и умения
Выпускник научится:
• употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и
неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах
изучаемого языка;
• представлять родную страну и культуру на английском языке;
15
• понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках
изученного материала.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных
высказываний;
• находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран
изучаемого языка.
Компенсаторные умения
Выпускник научится:
• выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать
переспрос при говорении.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при
говорении;
• пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
2. Содержание курса
2.1. Предметное содержание речи
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их
решения.
Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера.
Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.
Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра,
кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги.
Молодежная мода.
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое
питание, отказ от вредных привычек.
Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и
отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы.
Переписка с зарубежными сверстниками.
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль
иностранного языка в планах на будущее.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.
Окружающий мир
Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей
среды. Жизнь в городе/ в сельской местности.
Средства массовой информации
Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой
информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна
Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое
положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности:
национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи.
Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.
2.2. Социокультурные знания и умения.
16
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания
о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка,
полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов
(знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
• знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
• сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном
языке, их символике и культурном наследии;
• сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном
языке, их символике и культурном наследии;
• знаниями о реалиях страны/стран изучаемого языка: традициях (в питании,
проведении выходных дней, основных национальных праздников и т. д.),
распространенных образцов фольклора (пословицы и т. д.);
• представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран
изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта, культуры (всемирно известных
достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру)
страны/стран изучаемого языка; о некоторых произведениях художественной литературы
на изучаемом иностранном языке;
• умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях
формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в
странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную
лексику);
• умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке;
оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного
общения.
2.3. Компенсаторные умения
Совершенствование умений:
• переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
• использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний
ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
• прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно
поставленных вопросов и т. д.;
• догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым
собеседником жестам и мимике;
• использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых
средств.
2.4. Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формирование и совершенствование умений:
• работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение,
сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по
аналогии, заполнение таблиц;
• работать с разными источниками на иностранном языке: справочными
материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
• планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы
исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами
(наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их
интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с
17
аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участие в работе над долгосрочным
проектом, взаимодействие в группе с другими участниками проектной деятельности;
• самостоятельно работать в классе и дома.
2.5. Специальные учебные умения
Формирование и совершенствование умений:
• находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом;
• семантизировать слова на основе языковой догадки;
• осуществлять словообразовательный анализ;
• пользоваться
справочным
материалом
(грамматическим
и
лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями,
мультимедийными средствами);
• участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера.
5 класс
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Говорение
1. Диалогическая речь
— диалоги этикетного характера,
— диалог-расспрос,
— диалог — побуждение к действию,
— диалог — обмен мнениями,
Объём диалога — 5–7 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность
диалога — до 1,5 минут.
2. Монологическая речь
— основные коммуникативные типы речи: описание, сообщение, рассказ
(включающий эмоционально-оценочные суждения), рассуждение с высказыванием своего
мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный
текст либо заданную коммуникативную ситуацию.
Объём монологического высказывания —8–10 фраз Продолжительность монолога
— до 1,5 минут.
Аудирование
— дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух
аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с
пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием
воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и
функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, художественные.
Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью,
стихотворение и др.
Виды аудирования
— с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах,
построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания
текстов для аудирования до 1 минуты.
— с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном
материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых
языковых явлений. Время звучания текстов для аудирования до 1,5 минут.
18
Чтение
Чтение и понимание аутентичных текстов с различной глубиной и точностью
проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):
— с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
— с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
— с выборочным пониманием нужной или интересующей информации
(просмотровое/поисковое чтение).
Письменная речь
—написание коротких поздравлений с днём рождения и другими праздниками,
выражение пожелания (объёмом до 30 слов, включая адрес);
— заполнение формуляров, бланков (указание имени, фамилии, пола, гражданства,
адреса);
—личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивание адресата о его
жизни, делах, сообщение о себе, выражение благодарности, совет, просьба о чём-либо).
Объём личного письма — около 40 слов, включая адрес;
— составление плана, тезисов устного или письменного сообщения, изложение
результатов проектной деятельности.
Языковые средства и навыки пользования ими
Орфография
Правила чтения и орфографии на основе изучаемого лексико-грамматического
материала.
Фонетическая сторона речи
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков изучаемого
иностранного языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах,
ритмикоинтонационное произношение различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Объем лексического материала в 5 классе составляет более 1250 единиц, из них
200-250 единиц для продуктивного усвоения. Лексические единицы включают слова,
обслуживающие новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики.
Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику,
реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка.
Отглагольные прилагательные. Словообразование с помощью суффиксами –ness, -er, -or, man, -th, -ly. Фразовые глаголы. Оборот neither…nor. Структура so do I. Правильные и
неправильные глаголы.
Грамматическая сторона речи
Структура have got, глаголы в настоящих, прошедших и будущих временах
в
утвердительной, вопросительной и отрицательной форме. Возвратные местоимения и
местоимения в абсолютной форме. Конверсия. нераспространённые и распространённые
простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами. сложносочинённые
предложения с сочинительными союзами and, but, or.
6 класс
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Говорение
1. Диалогическая речь
— диалоги этикетного характера,
— диалог-расспрос,
19
— диалог — побуждение к действию,
— диалог — обмен мнениями,
— комбинированные диалоги.
Объём диалога — 6–7 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность
диалога — до 1,5 минут.
2. Монологическая речь
— основные коммуникативные типы речи: описание, сообщение, рассказ
(включающий эмоционально-оценочные суждения), рассуждение с высказыванием своего
мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный
текст либо заданную коммуникативную ситуацию.
Объём монологического высказывания —9–10 фраз Продолжительность монолога
— до 1,5 минут.
Аудирование
— дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух
аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с
пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием
воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и
функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, художественные.
Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью,
стихотворение и др.
Виды аудирования
— с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах,
построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания
текстов для аудирования до 1 минуты.
— с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном
материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых
языковых явлений. Время звучания текстов для аудирования до 1 минут.
— с выборочным пониманием нужной или интересующей информации
предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких
аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную
информацию. Время звучания текстов для аудирования до 1,5 минут.
Чтение
Чтение и понимание аутентичных текстов с различной глубиной и точностью
проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):
— с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
— с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
— с выборочным пониманием нужной или интересующей информации
(просмотровое/поисковое чтение).
Письменная речь
—написание коротких поздравлений с днём рождения и другими праздниками,
выражение пожелания (объёмом до 25 слов, включая адрес);
— заполнение формуляров, бланков (указание имени, фамилии, пола, гражданства,
адреса);
—личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивание адресата о его
жизни, делах, сообщение о себе, выражение благодарности, совет, просьба о чём-либо).
Объём личного письма — около 40 слов, включая адрес;
20
— составление плана, тезисов устного или письменного сообщения, изложение
результатов проектной деятельности.
Языковые средства и навыки пользования ими
Орфография
Правила чтения и орфографии на основе изучаемого лексико-грамматического
материала.
Фонетическая сторона речи
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков изучаемого
иностранного языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах,
ритмикоинтонационное произношение различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Объем лексического материала в 6 классе составляет более 1450 единиц, из них
200-250 единиц для продуктивного усвоения. Лексические единицы включают слова,
обслуживающие новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики.
Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику,
реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка.
Отглагольные прилагательные. Словообразование с помощью суффиксами – able,
префиксов –in, -un. Фразовые глаголы. Конструкции с let, make, be allowed. Cтруктура
would like. Интернациональные слова. Правильные и неправильные глаголы.
Грамматическая сторона речи
Глагол в настоящем совершенном времени, прошедшем длительном времени в
утвердительной, вопросительной и отрицательной форме. Сравнение глаголов в простых и
длительных временах. Причастие 1 и причастие 2. Сложноподчинённые предложения с
союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why,
than, so.
7 класс
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Говорение
1. Диалогическая речь
— диалоги этикетного характера,
— диалог-расспрос,
— диалог — побуждение к действию,
— диалог — обмен мнениями,
— комбинированные диалоги.
Объём диалога — 7-8 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность
диалога — до 1,5 минут.
2. Монологическая речь
— основные коммуникативные типы речи: описание, сообщение, рассказ
(включающий эмоционально-оценочные суждения), рассуждение с высказыванием своего
мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный
текст либо заданную коммуникативную ситуацию.
Объём монологического высказывания — до 10 фраз. Продолжительность
монолога — до 1,5 минут.
Аудирование
— дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух
аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с
21
пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием
воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и
функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, художественные.
Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью,
стихотворение и др.
Виды аудирования
— с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах,
построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания
текстов для аудирования до 1,5 минут.
— с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном
материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых
языковых явлений. Время звучания текстов для аудирования до 1,5 минут.
— с выборочным пониманием нужной или интересующей информации
предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких
аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную
информацию. Время звучания текстов для аудирования до 1,5 минут.
Чтение
Чтение и понимание аутентичных текстов с различной глубиной и точностью
проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):
— с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
— с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
— с выборочным пониманием нужной или интересующей информации
(просмотровое/поисковое чтение).
Письменная речь
—написание коротких поздравлений с днём рождения и другими праздниками,
выражение пожелания (объёмом до 35 слов, включая адрес);
— заполнение формуляров, бланков (указание имени, фамилии, пола, гражданства,
адреса);
—личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивание адресата о его
жизни, делах, сообщение о себе, выражение благодарности, совет, просьба о чём-либо).
Объём личного письма — около 50 слов, включая адрес;
— составление плана, тезисов устного или письменного сообщения, изложение
результатов проектной деятельности.
Языковые средства и навыки пользования ими
Орфография
Правила чтения и орфографии на основе изучаемого лексико-грамматического
материала.
Фонетическая сторона речи
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков изучаемого
иностранного языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах,
ритмикоинтонационное произношение различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Объем лексического материала в 7 классе составляет более 1650 единиц, из них
200-250 единиц для продуктивного усвоения. Лексические единицы включают слова,
обслуживающие новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики.
Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику,
22
реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка.
Фразовые глаголы. Отличительные особенности официального и разговорного стилей
английского языка.
Грамматическая сторона речи
Особые случаи употребления неопределенного артикля. Степени сравнения
прилагательных late, old, far, near. Пассивный залог в утвердительной, вопросительной и
отрицательной форме. Модальные глаголы в пассивной конструкции. Условные
предложения 1 типа. Способы употребления будущего времени. Косвенная речь.
8 класс
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Говорение
1. Диалогическая речь
— диалоги этикетного характера,
— диалог-расспрос,
— диалог — побуждение к действию,
— диалог — обмен мнениями,
— комбинированные диалоги.
Объём диалога — 8-9 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность
диалога — до 2 минут.
2. Монологическая речь
— основные коммуникативные типы речи: описание, сообщение, рассказ
(включающий эмоционально-оценочные суждения), рассуждение с высказыванием своего
мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный
текст либо заданную коммуникативную ситуацию.
Объём монологического высказывания —11-12 фраз Продолжительность монолога
— до 2 минут.
Аудирование
— дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух
аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с
пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием
воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и
функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, художественные.
Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью,
стихотворение и др.
Виды аудирования
— с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах,
построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания
текстов для аудирования до 2 минут.
— с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном
материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых
языковых явлений. Время звучания текстов для аудирования до 1 минуты.
— с выборочным пониманием нужной или интересующей информации
предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких
аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную
информацию. Время звучания текстов для аудирования до 2 минут.
23
Чтение
Чтение и понимание аутентичных текстов с различной глубиной и точностью
проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):
— с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
— с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
— с выборочным пониманием нужной или интересующей информации
(просмотровое/поисковое чтение).
Письменная речь
—написание коротких поздравлений с днём рождения и другими праздниками,
выражение пожелания (объёмом до 50 слов, включая адрес);
— заполнение формуляров, бланков (указание имени, фамилии, пола, гражданства,
адреса);
—личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивание адресата о его
жизни, делах, сообщение о себе, выражение благодарности, совет, просьба о чём-либо).
Объём личного письма — около 70 слов, включая адрес;
— составление плана, тезисов устного или письменного сообщения, изложение
результатов проектной деятельности.
Языковые средства и навыки пользования ими
Орфография
Правила чтения и орфографии на основе изучаемого лексико-грамматического
материала.
Фонетическая сторона речи
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков изучаемого
иностранного языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах,
ритмикоинтонационное произношение различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Объем лексического материала в 8 классе составляет более 1850 единиц, из них
200-250 единиц для продуктивного усвоения. Лексические единицы включают слова,
обслуживающие новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики.
Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику,
реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка.
Фразовые глаголы. Названия национальностей. Конструкция
enough
с
существительными, прилагательными, глаголами и наречиями. Cловообразование с
суффиксами -sion/-tion, -ance/-ence, -ment. Правильные и неправильные глаголы.
Грамматическая сторона речи
Притяжательный падеж с неодушевленными существительными. Модальные
глаголы с перфектным инфинитивом. Степени сравнения наречий. Сослагательное
наклонение. Глагол do в функции усилителя. Предпрошедшее время. Модальные глаголы
и их эквиваленты. Согласование времен. Косвенная речь.
9 класс
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Говорение
1. Диалогическая речь
— диалоги этикетного характера,
— диалог-расспрос,
— диалог — побуждение к действию,
24
— диалог — обмен мнениями,
— комбинированные диалоги.
Объём диалога — 10 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность
диалога — до 2,5-3 минут.
2. Монологическая речь
— основные коммуникативные типы речи: описание, сообщение, рассказ
(включающий эмоционально-оценочные суждения), рассуждение с высказыванием своего
мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный
текст либо заданную коммуникативную ситуацию.
Объём монологического высказывания —12-15 фраз Продолжительность монолога
— до 3 минут.
Аудирование
— дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух
аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с
пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием
воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и
функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, художественные.
Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью,
стихотворение и др.
Виды аудирования
— с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах,
построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания
текстов для аудирования до 2 минут.
— с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном
материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых
языковых явлений. Время звучания текстов для аудирования до 2 минут.
— с выборочным пониманием нужной или интересующей информации
предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких
аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную
информацию. Время звучания текстов для аудирования до 2 минут.
Чтение
Чтение и понимание аутентичных текстов с различной глубиной и точностью
проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):
— с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
— с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
— с выборочным пониманием нужной или интересующей информации
(просмотровое/поисковое чтение).
Письменная речь
—написание коротких поздравлений с днём рождения и другими праздниками,
выражение пожелания (объёмом до 25 слов, включая адрес);
— заполнение формуляров, бланков (указание имени, фамилии, пола, гражданства,
адреса);
—личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивание адресата о его
жизни, делах, сообщение о себе, выражение благодарности, совет, просьба о чём-либо).
Объём личного письма — около 40 слов, включая адрес;
25
— составление плана, тезисов устного или письменного сообщения, изложение
результатов проектной деятельности.
Языковые средства и навыки пользования ими
Орфография
Правила чтения и орфографии на основе изучаемого лексико-грамматического
материала.
Фонетическая сторона речи
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков изучаемого
иностранного языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах,
ритмикоинтонационное произношение различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Объем лексического материала в 9 классе составляет более 2000 единиц, из них
200-250 единиц для продуктивного усвоения. Лексические единицы включают
тематические слова, устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише
речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка. Фразовые глаголы.
Словообразование
с префиксом –self, -dis, -mis, -re; суффиксом – ise, ize.
Функциональные слова. Заимствованные слова.
Грамматическая сторона речи
Настоящее простое время для обозначения действия в будущем. Времена с
глаголами обозначающими зрительное, слуховое, умственное восприятие.
—
сложноподчинённые предложения с придаточными: времени с союзами for, since, during;
цели с союзом so, that; условия с союзом unless; определительными с союзами who, which,
that. Конструкции be/get used to something; be/get used to doing something. Согласование
времен. Косвенная речь.
Социокультурная осведомленность
—значение родного и иностранного языков в современном мире;
— сведения о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке,
их символике и культурном наследии;
— употребительная фоновая лексика и реалии страны изучаемого языка: традиции
(в проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространённые
образцы фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
—сходство и различие в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
особенности
их
образа
жизни,
быта,
культуры
(всемирно
известных
достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
некоторые произведения художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
— основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка
(реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику) в ситуациях
формального и неформального общения.
3. Тематическое планирование
5 класс (175 часов)
Тема
Повторение. Моя семья и мои друзья. Биография. Характер и внешность.
Увлечения.
Повседневная жизнь. Квартира. Дом. В школе.
Количество
часов
10
15
26
Настоящее длительное время. Настоящее простое время. Притяжательные
местоимения.
Свободное время. Увлечения. Телевидение и радио. Театры и кино. Музеи.
Зарубежные писатели. Прошедшее простое время. Прошедшее длительное
время.
Путешествия. Транспорт. В аэропорту. В гостинице. Погода. Осмотр
достопримечательностей в городе. Настоящее совершенное время.
Словообразование.
Вселенная и человек. Мир вокруг нас. Животные в опасности. Земля в
опасности. Словообразование.
Профессии. Выбор профессии. Ремесла. Придаточные предложения
времени.
Мир вокруг нас. Традиции и обычаи народов мира. Структура «или…или».
Соединенное королевство Великобритании. Географическое положение
Великобритании. Королевская семья. Королева и парламент. Британский
образ жизни. Косвенная речь. Правила речевого этикета.
Спорт и игры. Популярные виды спорта в Британии. Спорт в России.
Придаточные условия.
Люди мира. Страны и континенты. Цивилизации. Неопределенные
местоимения.
Предметы ежедневного обихода. Покупки. Количественные выражения.
Денежная система в США и Великобритании. Конструкция «И я тоже…».
Здоровый образ жизни. У врача. Этикетный диалог.
Природа и экология. Изменения в природе. Стихи о природе. Простое
будущее время. Разные климатические зоны.
Повторение
10
13
15
10
15
20
10
10.
10
10
15
12
6 класс (175 часов)
Тема
Количество
часов
Повторение. Летние каникулы. Моя семья и мои друзья. Модальные
8
глаголы.
Погода и климат. Тематический словарь. Описание и прогноз погоды
20
Выражение предпочтений. Предлоги. Структура с used to.
Словообразование.
Путешествие. Приключения. Инфинитив в функции обстоятельства цели.
15
В городе. Городской пейзаж. Пассивный залог.
10
Экология. Растения и животные. Природа в опасности. Косвенная речь.
15
Омонимы.
Великобритания. Англия. География, история и культура. Королевский
20
Лондон. Причастия I и II. Восклицательные предложения
Знаменитые люди. Знаменитые люди Великобритании. СМИ о В.
15
Шекспире. Перфектные времена.
Великобритания. Шотландия. Р. Бернс. Сложное дополнение.
15
Великобритания. Уэльс. Тематический словарь. Фразовый глагол “look”.
15
27
Словообразование.
Далекие страны. Америка. География, земля и люди. Американские
президенты. Американская еда и напитки. Фразовый
глагол to take, сравнение прошедших времен.
Далекие страны. Австралия. Неизвестная южная земля. Климат и дикий
мир. Фразовые глаголы to give, to make, префиксы un,in, порядок слов в
предложении.
Повторение.
15
15
12
7 класс (175 часов)
Тема
Количество
часов
Повторение. Путешествие. Свободное время. Школьная жизнь.
10
Моя Родина – Россия. Особенности нашей страны. Прошедшие времена.
19
Английский язык – международный язык. Фразовые глаголы: to look, to
19
take, to give, to make, to get. Форма существительных. Общие правила
употребления артикля.
Познавая мир. Знакомство с традициями Великобритании. Времена
20
группы Perfect. Употребление определенного артикля. Фразовый
глагол: to turn.
Я в мире. Степени сравнения прилагательных. Настоящее/прошедшее
15
завершенное длительное время. Фразовый глагол: to rush.
Свободное время и увлечения. Предпочтения в чтении. Фразовый
20
глагол: to run. Использование времен для описания будущих действий.
Придаточные изъяснительные предложения.
Искусство. История зарождения искусства. Легенды. Предпочтения в
20
искусстве. Страдательный залог.
Чтение. Литература англоговорящих стран. Объектные местоимения.
20
Настоящее продолженное законченное время.
Разнообразие мира. Экология здоровья. Настоящее продолженное время в
20
пассивном залоге.
Повторение
12
8 класс (175 часов)
Тема
Количество
часов
Повторение. Мой мир. Семья и школа. Моя страна. Времена английского
10
глагола.
Выбор карьеры. Мир профессий. Профессии города и села.
25
Словообразование. Сослагательное наклонение.
Образование. Мир учения. Школьные проблемы. Система образования в
25
России и Великобритании. Настоящее продолженное время для будущих
действий.
Мир науки и техники. Известные люди. Виртуальная реальность. Артикли.
25
28
Покупки. Мир денег. Поход в магазин. Торговые центры Лондона.
Словообразование. Условные предложения.
Путешествия. Взгляд на мир. Путешествие в англоговорящих странах.
Путешествие по России. Пассивный залог.
Средства массовой информации. Коммуникации. Школьный журнал.
Интервью. Компьютерная революция.
Повторение
25
25
25
15
9 класс (170 часов)
Тема
Количество
часов
Повторение. Образовательный выбор. Мир профессий. Семья и школа.
10
Страницы истории: связь прошлого и настоящего. Древние цивилизации.
25
Известные личности в истории. Конфликты. Словообразование.
Люди и общество. Творения человека. Права и свобода человека.
30
Прошедшее завершенное время. Порядок прилагательных в предложении.
Жизнь молодежи. Проблемы подростков. Молодежное движение.
30
Косвенные вопросы с союзами if /whether.
Семья и общество. Идеальная семья. Викторианская семья. Здоровый образ
35
жизни. Семейные обязанности. Семейные истории. Условные
предложения. Конструкции с wish.
Познавая мир. Путешествия. Окружающий мир. Воспоминания о прошлом.
27
Фразовые глаголы.
Повторение.
13