2
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК» 10 - 11 КЛАСС (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ФОРМИРУЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
◼
◼
◼
◼
◼
◼
◼
◼
◼
◼
◼
Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; формирование гражданина и патриота своей страны, бережно
относящегося к своему языку и созданным на нём памятникам словесного
искусства, осознающим свою причастность к состоянию речевой культуры
общества в целом.
Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу — создателю культурных ценностей, уважительного
отношения к другим культурам.
Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с
помощью языка, осознающей значение языка для саморазвития и
самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой
деятельности.
Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном
мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в
нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения.
Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации
сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной
и других видах деятельности.
Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате
освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту
человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей.
Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.
Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения
к миру; понимание этики и эстетики филологии.
Сформированность экологического мышления, бережного отношения к
слову.
Сформированность духовно-нравственных ориентиров, способствующих
воспитанию национальной идентичности, привитие традиционных семейных
ценностей.
Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания
её ценностного содержания и возможностей реализации собственных
жизненных планов.
3
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ФОРМИРУЕМЫЕ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
◼ Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других
участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать
с другими людьми, эффективно предупреждать и разрешать конфликты в
межличностном общении.
◼ Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности,
составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать
свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки
достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые
стратегии.
◼ Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания.
◼ Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из
словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информа- цию,
получаемую из различных источников.
◼ Умение
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности.
◼ Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных
ценностей, основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных
ценностях русской культуры.
◼ Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства.
◼ Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА
Выпускник на базовом уровне научится:
•
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте;
•
языковые средства адекватно цели и ситуации речевого общения;
•
опознавать в предъявленных текстах формы русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон,
4
арго);
•
различать основные разновидности монологической и диалогической речи;
•
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты,
выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады,
сочинения);
•
определять признаки и структурные элементы текста;
•
опознавать типы текстов;
•
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа
высказывания и в соответствии с типом текста;
•
определять тему, проблему и основную мысль текста;
•
анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и
второстепенной информации;
•
определять лексические и грамматические средства связи предложений в тексте
в соответствии с видами связи;
•
выделять основные признаки определённого стиля речи;
•
различать и анализировать тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
•
создавать тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой
принадлежностью текста;
•
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
•
опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка,
определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические);
•
анализировать текст с точки зрения наличия в нём определённых
изобразительно-выразительных средств;
•
использовать изобразительно-выразительные средства языка в устных и
письменных текстах разных жанров и стилей;
•
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с
полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);
•
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в
текстовый формат;
•
выделять основные аспекты культуры речи;
•
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
•
•
соблюдать культуру публичной речи;
опознавать основные виды языковых норм;
•
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
5
•
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
•
•
видеть взаимосвязь единиц и уровней языка;
характеризовать единицы языка того или иного уровня;
•
комментировать высказывания о богатстве и выразительности русского
языка;
•
анализировать языковые средства в зависимости от типа и жанра
высказывания;
•
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
•
иметь представление об истории русского языкознания;
•
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
•
характеризовать языковые средства в соответствии с типом и жанром
текста
опознавать лексические и синтаксические средства языка в разных текстах;
•
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию прослушанного текста;
•
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
•
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
•
анализировать роль форм русского языка, использованных в предъявленных
текстах;
•
создавать тексты определённого стиля в некоторых жанрах, относящихся к
этому стилю;
•
проводить комплексный анализ текстов разной функционально-стилевой и
жанровой принадлежности;
•
владеть умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных
текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов
•
оценивать коммуникативные качества и эффективность собственной и чужой
речи;
•
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы;
•
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания
•
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств
•
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной
форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
6
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и
уровней языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Формы существования русского национального языка
(литературный
язык,
просторечие,
народные
говоры,
профессиональные
разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном
этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Проблемы экологии языка.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование,
говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и
ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных
и письменных монологических и
диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социальнокультурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в
официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного
общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической
дифференциации языка.
Функциональные
стили
(научный,
официально-деловой,
публицистический),разговорная речь и язык художественной литературы как
разновидности современного русского языка. Сфера употребления, типичные ситуации
речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного
языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект,
рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью,
очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и
др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Совершенствование умений и
навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
7
языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность,
уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных
качеств и эффективности речи.
Культура видов речевой деятельности — чтения, аудирования, говорения и
письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической
сферах общения.
Культура разговорной речи. Языковая норма и её функции. Основные виды
языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические,
грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского
литературного
языка.
Орфографические
нормы,
пунктуационные
нормы.
Совершенствование
орфографических
и пунктуационных умений и навыков.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования
языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Наименование учебных блоков и
модулей
Модуль 1.Введение в курс русского
языка. Входное диагностическое
тестирование
Модуль 2.Речь как процесс
коммуникативной деятельности
Модуль 3. Орфография
Модуль 4. Синтаксис и пунктуация.
Синтаксические единицы.
Модуль 6.Текст как результат речевой
деятельности
Модуль 7. Орфография. Употребление
строчных и прописных букв
Модуль 8.Синтаксис и Пунктуация.
Главные члены предложения
Модуль 11.Орфография . Правописание
Н и НН в суффиксах слов разных частей
Всего часов
из них уроков
развития речи
1
1
1
4
1
1
4
1
контроля
1
1
1
8
речи.
9
10
11
12
13
14
15.
16
17
18
Модуль 12. Синтаксис и Пунктуация.
Второстепенные члены предложения.
Модуль 14. Функциональные стили речи
1
Модуль 15. Орфография. Правописание
приставок ПРЕ и ПРИ
Модуль 16. Синтаксис и пунктуация.
Сложносочиненные предложения
Модуль 18.Нормы русского
литературного языка
Модуль 19. Орфография.
1
Модуль 20. Синтаксис и пунктуация .
Сложноподчиненные предложения
Модуль 22. Русский речевой этикет
3
Модуль 23.Орфография. Правописание
гласных в корне
Модуль 24. Синтаксис и пунктуация.
Бессоюзные сложные предложения
Итого
3
1
1
3
1
1
4
1
1
1
4
35
1
3
4
11 класс
№
п/п
Наименование учебных блоков и
модулей
Всего часов
развития речи
1
Введение, вводный контроль.
0
2
1
6
Модуль № 25. Общее понятие о
морфологии
Модуль №26. Орфография
Модуль №27. Основные качества
хорошей речи
Модуль №28. Синтаксис и
пунктуация
Модуль № 29. Служебные части речи
7
Модуль №30. Орфография
1
8
Модуль №31. Нормы языка и
культура речи
Модуль №32. Синтаксис и
пунктуация
Модуль № 33. Имя существительное
как часть речи
Модуль №34. Орфография
1
Модуль №35. Нормы языка и
культура речи
1
3
4
5
9
10
11
12
из них уроков
1
1
2
1
1
1
1
1
контроля
9
13
14
15
16
17
18
19
20
Модуль №36. Синтаксис и
пунктуация
Модуль № 37. Имя прилагательное
как часть речи
Модуль №38. Орфография
2
Модуль №39. Нормы языка и
культура речи
1
Модуль №40. Синтаксис и
пунктуация
Модуль № 41. Имя числительное как
часть речи
Модуль №42 Орфография
1
Модуль №43 Нормы языка и культура
речи
Модуль №44. Синтаксис и
пунктуация
Модуль № 45. Местоимение как часть
речи
Модуль №46. Орфография
1
1
1
1
1
1
22
Модуль №47. Нормы языка и
культура речи
Модуль №48. Синтаксис и
пунктуация
Модуль № 49. Глагол как часть речи
23
Модуль №50. Орфография
1
21
24
25
26
27
28
Модуль №51. Нормы языка и
культура речи
Модуль №52. Синтаксис и
пунктуация
Модуль № 53. Причастие как особая
форма глагола
Модуль № 54. Орфография
Модуль № 55. Нормы языка и
культура речи
Модуль №56. Синтаксис и
пунктуация
Модуль № 57. Деепричастие как
особая форма глагола
Модуль №58. Орфография
Модуль №59. Нормы языка и
культура речи
1
1
2
1
1
1
1
1
10
29
Модуль №60. Синтаксис и
пунктуация
Модуль № 61. Наречие как часть речи
1
Модуль №62. Орфография
Модуль №63. Нормы языка и
культура речи
31 Модуль №64. Синтаксис и
пунктуация
ИТОГО
30
3
1
34