РП живая классика 10-конвертирован

2

1.

Планируемые результаты освоения элективного курса «Живая классика»

Изучение элективного курса «Живая классика» направлено на достижение
комплекса следующих результатов: личностных результатов, метапредметных
результатов, предметных результатов.
Личностными результатами являются следующие умения:
•
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
•
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
•
выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
•
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
•
учиться высказывать своё предположение (версию)
Познавательные УУД:
•
находить ответы на вопросы в тексте, в анализе ИВС;
•
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
•
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
•
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
•
слушать и понимать речь других;
•
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера
исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность
следующих умений:
•
воспринимать художественный текст в единстве возможных ассоциативных
связей;
•
анализировать художественное произведение;
•
сравнивать произведения разных жанров и авторов;
2. Содержание курса
1.
Введение. Искусство медленного чтения. Понятие, цель, назначение и
ресурсы медленного чтения. Художественное произведение как самостоятельный
эстетический объект. Медленное чтение как единственная возможность постижения
взаимодействия всех компонентов текста. Каждое слово как остров, который открывать и
описывать со всех сторон. Приемы медленного чтения. Теоретики медленного чтения: Т.
Элиот, Л.Щерба, Д.Лихачев, Ю.Лотман.
2.
Сквозные темы и образы русской литературы. Понятие «сквозной»
темы. «Вечные вопросы».
Авторы, произведения, образы, интерпретации.
Сопоставительное
литературоведение.
Выявление
общих
содержательных,
стилистических, образных и т.д. особенностей произведений разных авторов и эпох,
сопоставление текстов.

3

Тема дороги в русской литературе. Трансформация образа: дорога, путь, стезя,
тропинка. Философское звучание в произведениях Пушкина, Лермонтова, Гоголя,
Некрасова.
Тема дома, рода и памяти. Нравственный мир патриархальных традиций.
Тема отцов и детей. Истоки характера и духовного мира центрального образа –
персонажа;
конфликт
между
поколениями
и
идеологиями;
«диалектика»
взаимоотношений «отцов и детей»; общечеловеческая проблематика; семейные и
внесемейные связи; «частная жизнь» и движение истории.
Тема сна. Сновидения как способ мотивировки поступков персонажей, передачи
эмоционального
состояния
(психологизма)
в
художественной
литературе.
Ретроспективная и прогностическая функция сна.Хронотоп сна как способ расширения
пространственно-временных границ текста.
Тема города (Петербурга) в русской литературе. Город в произведениях русских
писателей как один из героев романа; самостоятельный художественный образ. Город –
метонимия государства; пространственный образ, имеющий символическое значение.
Роль выразительных средств в создании поэтических образов
Тема дуэли. Дуэль как социальное явление целой эпохи. Нравственные и
эстетические ценности разных времен.
Тема метели. Образ метели
как способ выражения особенности русского
характера (П.А.Вяземский). Путник, застигнутый метелью, как игрушка бесовской силы.
метель как символ «нерассветного пространства» у М.Ю.Лермонтова. Утверждение
победы надежды и жизни в рассмотрении темы метели у Б.Л.Пастернака.
Тема творчества, памятника творчеству. Основные аспекты темы - процесс
творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим
собой. Традиция лирического изображения “нерукотворного” памятника разных эпох,
художественные средства для выражения авторской позиции.
Тема дома. Мой дом – моя крепость. Тематеплого дома как выражение
защищенности человека от внешних бурь. Тема крепких семейныйх гнезд (дворянских,
крестьянских). Тема «постылого»), разрушающегося дома, разорение гнезда.
«Мысль семейная» в русской литературе.Тема семьи в русской литературе как
одна из ведущих.Утверждение нравственных устоев общечеловеческих ценностей,
переходящих из поколения в поколение. Раскрытие взаимоотношений поколений через
отношения в семье, и тема дворянского гнезда. Разность подходов к развитию этой темы у
разных авторов.
Тема поиска истины. Нравственные, философские, исторические и социальные
подходы к данной теме.
Тема греха и покаяния. Тема греха и покаяния как нравственная проблема одна из
центральных в русской литературе. Специфика разработки данной темы у Пушкина,
Островского, Достоевского.
Тема омертвения человеческой души.
Острота данной проблемы в
произведениях Гоголя, салтыкова-Щедрина, Чехова. Разоблачение пагубного,
развращающего
влияния собственности на человеческий характер, неизбежность
нравственного и физического разрушения личности человека, пренебрегающего законами
морали.
3. Эпистолярная тема. Письма героев как средство характеристики в произведениях

4

русской литературы.Письмо как выражение
заветных мыслей и чаяний героев,
индивидуальность стилевой манеры письма.
4.Анализ эпизода. Анализ эпизода как одна из форм анализа всего произведения.
Эпизод в контексте всего произведения. Определение места эпизода в структуре всего
произведения и в связи с идейным содержанием текста.
5.Способы выражения авторской позиции в художественном тексте. Понятие
авторской позиции в художественном произведении. Рассмотрение различных способов
выражения авторской позиции в художественном тексте. Авторская позиция как основа
интерпретация текста
6. Образ делового человека в литературе. Тип «делового человека» у
Грибоедова(комедия «Горе от ума»), Гоголя (поэма «Мертвые души»), Островского (пьеса
«Свои люди, сочтемся»), Достоевского ( роман «Преступление и наказание»), Толстого
(роман-эпопея «Война и мир»), Чехова (комедия «Вишневый сад»). Отрицательные и
положительные типы этого образа. Эволюция образа делового человека в литературе.
7. Образ маленького человека в литературе. Различие подходов к изображению
маленького человека у Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова. Открытия каждого
писателя в освоении этой темы. Гуманистический подход, утверждение основ
справедливости по отношению к «маленькому человеку».
8. Пейзаж в художественном произведении. Пейзаж как
один из
содержательных и композиционных элементов литературного произведения. Функции
пейзажа: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим
убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения,
отразить загадку природы и ее отчужденность от цивилизации.
9. Изображение еды в художественном произведении. Еда как способ создания
комического эффекта в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» и в басне И.А.Крылова
«Демьянова уха»; изображения культуры начала XIX века в романе Пушкина «Евгений
Онегин»; характеристики персонажей в «Мертвых душах» и «Старосветских помещиках»
Гоголя; создания гротеска в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Салтыкова-щедрина. Еда как один из способов выражения авторского отношения к
персонаж, авторского замысла.
10. Вещный мир в художественном произведении. Взаимодействие мира вещей и
героев. Характерологическая функция вещи в произведении, как способ выражения
авторской позиции, эмоционального отношения к персонажу.. Вещь в функции детали.
11. Символика цвета в художественном произведении. Цвет как ключевая
категория анализа произведения. Цвет в литературе как художественное выражение
способности к восприятию действительности во всем богатстве Истолкование цвета как
сигнала, символа. Эмоциональный, ассоциативный аспекты истолкования.
3.

Тематическое планирование курса «Живая классика»
10 класс, 35 часов

Тема
Искусство медленного чтения
Образ дороги, пути в русской литературе

Количество
часов
1
1

5

Эпистолярный жанр. Письма героев.
Гений и злодейство
Образ метели в литературе
Способы выражения авторской позиции (На примере романа
Тургенева "Отцы и дети"
Тургенев - мастер психологического пейзажа (На примере романа
"Отцы и дети"
Тема отцов и детей в русской литературе
Дуэль как ключевой мотив русской литературы
Вещный мир в романе Гончарова "Обломов"
Символика еды в романе "Обломов"
Сон как ключевой мотив русской литературы 19 в
Образ постылого дома в драме Островского "Гроза"
Тютчев - поэт небесных и душевных бездн
Образ дороги в произведениях Некрасова
Своеобразие лирического я у Фета
Тема творчества у разных поэтов
Тема роковых предчувствий в русской литературе
Тема города в литературе
Образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и
наказание"
Глубины души человеческой .Открытия Достоевского
Символика цвета в романе "Преступление и наказание"
Анализ эпизода чтения Евангелия в романе
Идейно-художественная роль сна. Сны Раскольникова
Образ маленького человека. Эволюция образа
Рассказ Толстого "Три смерти" как ключ к осмыслению
художественного мира Толстого19
Мысль "семейная" у Толстого
"Что есть красота?" Женские образы в романе-эпопее Толстого
"Война и мир"
Чудесный, бесподобный народ
Мотив поиска истины
Чичиков, Штольц, Лопахин. Образы деловых людей в русской
литературе
Мастерство художественной детали в рассказах и повестях Чехова
Проблема омертвения человеческой души
Многоплановость образа вишневого сада.
Резерв

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».