2
1. Планируемые результаты обучения
Обучение по программе элективного курса направлено на достижение
образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты:
- понимание ценности художественного образования как средства развития
культуры личности;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и
воспринимать искусство во всем многообразии видов и жанров;
- осознание своей культурной и национальной принадлежности;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и
других народов, толерантность;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении
практических творческих работ;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
- умение познавать мир через образы и формы искусства.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность;
- способность устанавливать реальные связи и зависимости;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать по алгоритму произведения искусства, составлять простой и
план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),
использовать современные источники информации, в том числе материалы
на электронных носителях;
- развитие художественно-образного, эстетического типа мышления,
формирование целостного восприятия мира;
- развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
- формирование критического мышления, способность аргументировать
свою точку зрения по отношению к различным произведениям искусства;
- получение опыта восприятия произведений искусства как основы
формирования коммуникативных умений;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и
др.);
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для
оформления творческих работ;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение
основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и
др.
3
Предметные результаты:
- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять
место и роль искусства в жизни человека и общества;
осваивать
основы
искусствоведческой
грамоты,
особенности
образновыразительного языка разных видов искусства, художественных
средств выразительности;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и
искусства;
- различать изученные виды и жанры искусства;
- воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного
образа произведений искусства;
- описывать (анализировать) произведения искусства и явления культуры,
используя для этого специальную терминологию, давать определения
изученных понятий;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни,
осознавать систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность
чувствовать и воспринимать искусство во всем многообразии видов и
жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и
место в ней отечественного искусства;
- уважать культуру других народов;
- осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в
произведениях искусства;
- организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию
личности на эстетическом уровне;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию,
формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия
произведений искусства;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах
произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь
выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой
деятельности;
- определять собственное отношение к произведениям искусства;
- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям
своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический
кругозор.
2. Содержание программы
Программа элективного курса «Мир в зеркале искусства» рассчитана на
учащихся 11 классов в объеме 34 часов и направлена на формирование
4
основных эстетических потребностей, развитие толерантного отношение к
миру, искусству разных стран и эпох, способности воспринимать свою
национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры
мировой.
В курс входят разделы и темы:
«Художественная культура Возрождения»
Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.
Идеалы
гуманизма
в
искусстве
итальянского
Ренессанса.
Проторенессанс в литературе (Данте) и живописи (Джотто). Мастера
архитектуры (Ф. Брунеллески, Д. Браманте, А. Паладио) и изобразительного
искусства (Мазаччо, Донателло, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль,
Микеланджело, Тициан). Возрождение в Венеции.
Северное Возрождение (Я.Ван Эйк, А.Дюрер, П. Брейгель Старший)
Трагедии В.Шекспира – вершина художественного обобщения
характеров и ситуаций. Величие и трагизм утопических идеалов
Возрождения «Художественная культура XVII –XVIII веков
Стилевое многообразие. Маньеризм (Эль Греко)
Эстетика барокко. Барокко как стиль ансамбля: город, собор, дворец,
парк (Л.Бернини, Ф.Растрелли). Петровское барокко, Нарышкинское
барокко, Елизаветинское барокко. Формирование новых жанров в живописи
(исторический, бытовой, натюрморт). Взаимодействие тенденций барокко
(П.-П.Рубенс) и реализма (М.Караваджо, Рембрандт Х. ван Рейн,
Д.Веласкес) в живописи.
Новые музыкальные жанры: опера (К.Монтеверди), инструментальная
музыка (А.Вивальди). Вершина свободной полифинии в творчестве И.С.Баха. Искусство рококо (А.Ватто, Ф.Буше).
Эстетика классицизма. Классицизм в архитектуре (Версаль, ансамбли
Санкт-Петербурга и Москвы) и живописи (Н.Пуссен, Ж.-Л.Давид). Театр
французского классицизма (П.Корнель, Ж.Расин, Мольер). Оперная реформа
К.-В.Глюка. Симфонизм Венской классической школы (Й.Гайдн, В.-А.
Моцарт, Л.ван Бетховен).
Кредо критического реализма в литературе (Стендаль, Г. Флобер,
Э.Золя, П.Мериме) и музыке (Ж.Бизе). Реалистическая живопись (Г. Курбе,
Ж.-Ф.Милле).
Русский
портрет
XVIII
века.
(Ф.С.Рокотов,
Д.Г.Левицкий,
В.Л.Боровиковский), мастера скульптурного портрета (Ф.И.Шубин,
М.Козловский)
«Художественная культура XIX века»
Эстетика романтизма. Музыка – ведущий жанр романтизма: песни
(Ф.Шуберт), программные произведения (Р.Шуман), опера (Р.Вагнер),
фольклор (И.Брамс). Романтизм в живописи (прерафаэлиты, У.Тёрнер, К.Д.Фридрих, Э.Делакруа, Ф.Гойя). Английский парк.
Русские передвижники (певец русского леса - И.И. Шишкин, И.И.
Левитан, исторический жанр – В.В.Верещегин, Н.Н.Ге, В.М.Васнецов,
реализм И.Е.Репина, В.И.Сурикова.
5
Многообразие стилей зарубежной музыки (Ф.Шопен,
И.Брамс,
Р.Вагнер)
Русская музыкальная культура (М.И.Глинка, «Могучая кучка», П.И.
Чайковский)
Живописцы счастья – импрессионизм. Салон отверженных (К.Моне,
Э.Мане, Гоген, Э.Дега, О.Ренуар, П.Сезан, К.А.Коровин, И.Э.Грабарь)
Западноевропейский театр (Эмиль Золя, Г.Ибсен, Сара Бернар )
Русский
драматический
театр
(Н.В.Гоголь,
М.С.Щепкин,
А.Н.Островский, М.Н.Ермолова)
«Художественная культура XX-XXI веков»
Символизм.
Символ в искусстве (метафоры, аллегории и т.д.)
(М.А.Врубель, А.Н.Скрябин)
Эстетика модерна. Синтез искусств в архитектуре (В.Орта, Г.Гимар,
А.Гауди)
Конструктивизм в архитектуре (Ш.-Э.ле Корбюзье); «Большой стиль»
тоталитарных государств.
В живописи (Г. Климт).
Новое видение мира в искусстве модернизма. Множественность
направлений в живописи: фовизм А.Матисса, экспрессионизм Ф.Марка,
примитивизм А.Руссо, кубизм П.Пикассо, абстрактивизм В.Кандинского,
сюрреализм Р.Магритта, С.Дали.
Русская музыка XX века (С. С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович,
А.Г.Шнитке),
Русский театр XX века (К.С.Станиславский, В.Э Мейерхольд,
А.Я.Таиров, С.П.Дягилев, Балет М.М.Фокина)
Зарубежный театр
Постмодернизм, его основные принципы. Новые виды искусств и новые
формы синтеза: кинематограф, инсталляция, высокая мода, компьютерная
графика и анимация. Становление и рассвет зарубежного кинематографа.
Шедевры
отечественного
кинематографа
(С.М.Эйзенштейн,
А.Тарковский, М.Захаров)
Музыкальное искусство второй половины ХХ в. (Битлз, Пинк Флойд,
«Новая волна»). Электронная музыка. Массовая культура. Диалог культур и
глобализация.
3. Тематический план
№
1
2
3
4
5
тема
Художественная культура Возрождения
Художественная культура XVII –XVIII веков
Художественная культура XIX века
Художественная культура XX –XXI веков
Резерв
Количество
часов
8
10
5
9
2